Красный угол в русской избе

(выступление Елизаветы Синицыной, ученицы воскресной школы храма Происхождения честных Древ животворящего Креста Господня в с. им.Бабушкина, на конференции «Православная культура на селе», состоявшейся 6 марта в Бабушкинском историческом музее).

угол_opt

В последнее время молодое поколение все чаще обращается к духовному и культурному наследию, ищет ответы на непростые вопросы окружающей действительности. Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие и сегодня не потерявшие свое значение традиции семьи.

Каждая русская семья имеет свои традиции, реликвии, которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Любая вещь, предмет быта, имеет свою историю, своего создателя и может многое о себе рассказать…

Человек обустраивает своё жилище, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом и имеет своё предназначение. Человек стремился создать свой мир, свой дом добрым и уютным. На Руси в устройстве избы все было продумано до мелочей. Она была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия.

Русская изба — наша национальная история, которая сегодня нуждается в сохранении, ведь с ней связаны судьбы наших предков, давших нам жизнь, научивших любить землю.

Почему старшее поколение трепетно и уважительно относится к своим истокам? И почему эти воспоминания для нас так важны и интересны? Что значил для наших предков их дом? Что считали почётным местом в доме? Ответы на эти вопросы и стали основой моей исследовательской работы «Красный угол в русской избе». Интерес к этой теме у меня появился в 2013 году, когда я дома обнаружила старинную церковную книгу. Это «Святое Евангелие», издание 1912 года. На форзаце дарственная надпись «Сие Св. Евангелие дано в награду за хорошие успехи и поведение ученику Илезской Воскресной церковно-приходской школы Василию Иоаннову Сидорову». Моя мама мне рассказала, что книгу ей отдала Сидорова Александра Васильевна (1928 г.р) из д. Варнавино Тимановского сельского поселения. Книга бережно хранилась и передавалась из поколения в поколение. Явилась ниточкой, связывающей целые эпохи. У нас дома есть красный угол. Ещё в раннем детстве меня интересовали иконы, которые стоят в нём. Я часто задавала моей бабушке Алевтине Николаевне Афанасьевой (1932 г.р.) вопросы о православной жизни наших предков. Бабушка много рассказывала мне. Но более глубоко в этот вопрос я стала вникать после того, как начала посещать воскресную школу и изучать основы православной культуры в школе. Исследуя материалы по данной теме, я узнала, что в моем родном селе сохраняется много православных обычаев, одним из которых является украшение «красного угла».

Работая над темой исследования, я узнала много нового и интересного. В каждом доме православной семьи есть иконы. Семейные иконы — это маленький домашний иконостас, где собраны особо любимые каждой семьей святые. Почетным местом дома был красный угол.

Но почему же этот угол называется красным? Одно из значений слова «красный» — красивый, прекрасный. Чтобы дать определение «красному углу», я сначала обратилась к словарям. По определению толкового словаря Ожегова, «красный угол — в старых крестьянских избах: передний, противоположный печному, обращенный на юго-восток угол, в котором ставился стол и вешалась икона». По словарю Даля, «красный угол в избе — передний, старший, где иконы и стол». Я также решила расспросить жителей села и старожилов о том, что значил красный угол в их доме. Я взяла интервью у моей бабушки Афанасьевой Алевтины Николаевны (1932 г.р), Кусковой Нины Васильевны (1941 г.р), Кусковой Анны Николаевны (1928 г.р) — жительниц села им. Бабушкина. Через социальную сеть «ВКонтакте» моим собеседником была Поповская Елена Васильевна (1949 г.р), уроженка д. Подгорная Тимановского с/п. Елена Васильевна охотно поделилась своими воспоминаниями об устройстве и значении красного угла в их доме: «Красный угол — особо почитаемое место в нашем доме, здесь расположен иконостас. Место под иконой считалось почётным, туда сажали главных гостей. Иконы украшали вышитыми полотенцами или кружевами. Вниз под икону ставили лампадку на специальную полочку или подвешивали. Её зажигали вместо свечки. Садясь за стол, крестились на иконы, благодарили Бога за ества. У нас называли красный (красивый т.е.) угол — сутний. От слова суть — центр, краса дома. Хранили мы красный угол, как память о предках и храним. Жениха и невесту сажали туда — под образа (т.е иконы). Нас с мужем Иваном благословили иконкой обе матери перед росписью. Папа был коммунист, но иконы не убирались. Обычно за иконы прятали ценные бумаги, шалить нам там не разрешали. Красный угол — святое место в доме», — так закончила свой рассказ Елена Васильевна.

Нина Васильевна Кускова рассказала, что иконы у них дома передавались от родителей детям…

Кускова Анна Николаевна рассказала о том, что ее родители были верующими. «Иконы были расположены в правом углу — в сутках. На замужество родители благословили иконой. В доме были лавки, посередине стол. В деревне 96 домов, и в каждом доме был красный угол. Его украшали вышитыми полотенцами. Висела лампадка. От мамы остались церковные книги. В 1964 году мы поставили свой дом и сразу же сделали красный угол на кухне. Я своим детям старалась привить любовь к Богу».

Исходя из этого, я могу утверждать, что красный угол напрямую связан с православными традициями, а также является самым красивым и почетным местом в доме.

Я считаю, что моя работа по изучению и сохранению православных традиций моего села важна и актуальна в наши дни. Уходят из жизни люди, постепенно забываются и стираются из памяти народа факты истории. Именно поэтому в деле сохранения исторического и культурного наследия нельзя откладывать на завтра то, что необходимо сделать сегодня. Для меня и моей семьи — это сохранение традиций рода Синицыных.

Подготовила

Татьяна Бахарева.

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>