Ура! Я иду в школу!

Адаптация к детскому саду или школе — это процесс привыкания к новым условиям, который каждый ребёнок преодолевает по-своему.

Школа: первые шаги

Период адаптации первоклассника к школе может продолжаться от 2-3 недель до 6 месяцев. На это влияют следующие факторы: индивидуальные особенности ребёнка, тип учебного заведения, сложность образовательных программ, уровень готовности ребенка к школе и т.д. Большое значение имеет поддержка родственников: мамы, папы, а также бабушек и дедушек.

Начальный период обучения является довольно сложным для всех детей. Из-за повышенных требований у первоклассника в первые недели и месяцы учёбы могут возникнуть жалобы на усталость, головные боли, появляется раздражительность, плаксивость, проблемы со сном, уменьшаются аппетит и вес тела. Не исключены трудности психологического характера: чувство страха, негативное отношение к учёбе и учителю, ошибочные представления о своих способностях и возможностях.

Чтобы облегчить адаптацию, очень важно соблюдать нормы двигательной активности. Для этого в школе должны проводиться гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневная динамическая пауза, уроки физкультуры не менее двух раз в неделю, полезны и внеклассные спортивные занятия. Родителям необходимо каждый день гулять с ребёнком после окончания занятий в школе и перед сном. В целях смягчения адаптации первоклассников должен соблюдаться рациональный режим дня.

Первый год обучения в школе — один из самых тяжёлых этапов в жизни детей. Однако не стоит забывать, что темпы адаптации строго индивидуальны, поэтому каждому ребёнку необходима помощь и огромное терпение со стороны взрослых.

Идём в детсад

Вопрос об определении ребёнка в детский сад является очень важным для каждой семьи. Родителям нужно знать, как помочь малышу преодолеть адаптационный период, заключающийся в постепенном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения. Детский сад для ребёнка — это первый опыт коллективного общения.

Я попросила старшего преподавателя кафедры психологии и педагогики факультета социальной работы, педагогики и психологии педагогического института Вологодского государственного университета Ольгу Собакину дать несколько советов родителям детей, поступающих в детский сад. Она предложила ряд рекомендаций, руководствуясь которыми, можно преодолеть адаптационный период.

В новых условиях ребёнку приходится привыкать не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне. Малыш сразу не справляется с нагрузкой и испытывает адаптационный стресс, поскольку адаптивные возможности его довольно ограничены.

Для привыкания ребёнка к детскому саду нужно, во-первых, создать у него положительную установку на детский сад.

В этом помогут такие приёмы:

* Неизвестность порождает страх. Для того чтобы у малыша не возникло этой проблемы, нужно подробно рассказать ему про детский сад, отвечая на все вопросы. Рассказ должен содержать как положительные, так и отрицательные моменты (например, рассказать ребёнку о том, что детей в группе будет много, и поэтому внимание будет уделяться не только ему, или о том, что в саду придётся спать днём и т.д.).

* Необходимо играть с малышом в детский сад. Хорошо, если с вами будут «играть» любимые игрушки. В ходе занятия нужно пытаться эмоционально увлечь ребёнка, закрепляя таким образом положительный образ о детском саде.

* Полезным будет рассказать родственникам, знакомым и их детям о том, что малыш скоро пойдёт в детсад. Делайте это в присутствии ребёнка, мотивируя его к таким же действиям.

* Чаще гуляйте около вашего будущего детского сада. Малыш должен убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же, он начнёт привыкать.

Не менее важным критерием адаптации является формирование у малыша чувства уверенности в окружающем.

* Познакомьтесь с воспитателями и няней. Расскажите им об индивидуальных особенностях малыша и его физическом развитии. Эта информация поможет воспитателям в подборе индивидуального подхода к ребёнку.

* Учите малыша выражать свои чувства и желания. Необходимо делать акцент на том, что в группу ходит много детей и каждый — со своими чувствами и желаниями. Объясняя нормы и требования общества, вы способствуете успешному процессу социализации ребёнка.

* На личном примере учите малыша общаться и знакомиться с другими детьми. Не пренебрегайте такими фразами, как: «Если хочешь поиграть с девочкой, подойди к ней и скажи: «Как тебя зовут?»».

* Хорошо, если у малыша есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она — кусочек домашнего тепла — «согреет» и успокоит ребёнка. Даже если малыш захочет взять с собой какую-то «непонятную» вещь (тряпочку, палочку или, например, камешек), не отказывайте ему в этом.

Конечно, не стоит забывать о навыках гигиены и самообслуживания.

Адаптация зависит не только от социально-педагогических условий, личностных особенностей протекания психических процессов ребёнка, но и от состояния его здоровья и физической подготовленности, поэтому важно акцентировать внимание на физическом развитии малыша.

Не забывайте о таких простых играх, как бег, прыжки и ходьба с препятствиями, с использованием мячей, скакалок, обручей и лент. Всё это поможет превратить прогулку в полезные развивающие игры.

И ещё

несколько советов:

* Разговаривайте с малышом про детский сад: поговорите с ним как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в сад, где много детей, с которыми можно играть, а ещё новые и интересные игрушки.

* Скажите, что теперь по утрам вся семья будет ходить на работу: папа — в свой офис, мама — в свой, старший брат или сестра — в школу, а он — в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.

* Подробно расскажите малышу о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет рассказ, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребёнок, когда пойдёт в сад. Когда он видит, что ожидаемое событие происходит так, как ему было заранее «обещано», то чувствует себя увереннее.

* Поговорите с малышом о сложностях, которые у него могут возникнуть в детском саду. Обсудите, к кому в таком случае он сможет обратиться за помощью, и как это сделает. Например: «Если ты хочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и тебе нальют воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю».

* Не создавайте у малыша иллюзий, что всё будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придётся ждать своей очереди. Скажите ребёнку: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому придётся немного подождать».

* Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, и, в свою очередь, предлагать их другим детям.

* На первых порах уделяйте ребёнку больше внимания дома и на прогулках, вечером напоминайте ему о саде, ребятах и воспитателе. Не бойтесь слёз малыша, ведь он пока не может реагировать по-другому! Не раздражайте его своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребёнком утром, когда он уходит в группу. Если у мамы не получается проявить выдержку, пусть малыша в сад отведёт папа.

* Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации малыша к детскому саду, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ним, поощряйте посещение сада. Помните, что детский сад – это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребёнка о поведении в социуме.

Данные рекомендации помогут ребёнку легко и спокойно преодолеть этот непростой, но очень важный этап в жизни.

- Ольга Андреевна, большое спасибо!

Екатерина Ёлкина

 

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>