Елена Рыжова: «Ткачество полюбила с детства»

Жительница села имени Бабушкина Елена Рыжова может часами рассказывать о своем увлечении.

Елена Рыжова демонстрирует свои работы на выставке-ярмарке «Рукотворное чудо».

«Я родилась в Юркине, — говорит моя собеседница. — Моя бабушка, Анфия Николаевна Ерегина, была удивительная женщина, ткала половики. Я с детства наблюдала за этим процессом, вечерами крутилась у ткацкого станка и была влюблена в это дело. До сих пор помню бабушкину горенку на закате солнца в деревенском доме, где зимой был установлен станок. На лето его переносили на большой сеновал, где специально для ткачества было врублено помещение с маленьким окошечком. Туда поздно вечером, когда скотину всю устроят, все утихомирятся, бабушка уходила ткать. Я помню, как она красила в чанах ткань для половиков, ставила в русскую печку большие чугуны с заготовками, чтобы получить желтый, красный, зеленый цвета.

Вскоре мы переехали в райцентр, станок бабушка тоже перевезла с собой. Здесь продолжала ткать половики. Я наблюдала за ее работой, во всем ей помогала: скала чивчи на скальне, двиредила нитки на веретене».

Жизнь Елены дальше понеслась по накатанной колее: учеба, институт, работа, семья, дети. Осталась только мечта самой ткать половики. Бабушки не стало. Елена долгое время жила в Вереговке (попала туда по распределению после института). Ткацкий станок у её родителей сохранился. «Если судить по датам на нем, то ткацкому станку не меньше 300 лет, — говорит Елена Рыжова. — Долгие годы я к нему не подходила, а потом волею судьбы получилось, что лет девять тому назад осталась без работы, и мое желание сесть за кросна исполнилось. Я умела все, кроме того, как засновать нитки и заправить сам станок (это трудоемкий процесс). К тому времени меня пригласили на работу в ЦТНК (Центр традиционной народной культуры). Его директор Елена Сысоева научила меня всему. Я начала ткать самостоятельно».

Некоторое время Елена жила в Вологде, но и там умудрялась ткать половики. Теперь она ухаживает за родителями и реализует себя в творчестве. «Мне нравится создавать новые орнаменты и восстанавливать традиционные. Раньше в каждой деревне был свой повторяющийся рисунок (раппорт) на половике. Мне удалось восстановить рисунки половиков деревень Тевигино, Юркино, Раслово, Зубариха. Я сама создаю рисунки, в том числе в виде геометрических фигур. В подготовке рабочего материала для ткачества мне очень помогла мама, она каждый день стригла ткань на узкие полосочки-ленточки, из которых ткется половик. Этот процесс занимает очень много времени. Благодаря ее помощи мои половички появлялись на свет гораздо быстрее. Спасибо ей огромное».

Ткачество для Елены — это творчество. «Когда я сажусь за станок, душа поет, — говорит мастерица. — Например, когда тку удивительный рисунок половика «Анастасия» (его раньше ткала сестра моего деда Анастасия Григорьевна Варзина из Тевигина), настроение поднимается. Такую позитивную энергетику раньше люди закладывали в свои работы. А насколько были умны! Чтоб заправить ткацкий станок, я первое время сидела с калькулятором и высчитывала. Чтобы один половик (15 метров) выткать, нужно десять тысяч метров ниток, правильно их заправить и соблюсти очередность. Наши бабушки были в десять раз умнее нас. Я от этого в восторге».

Мастерица мечтает создать свою коллекцию половиков, но пока на это не хватает времени, поскольку процесс этот очень длительный. Елена Рыжова выставляет свои работы на «Ярмарке мастеров». В конце декабря — начале января участвовала в областной ярмарке-выставке «Рукотворное чудо», проходившей в Вологодском кремле. «Музеи приобрели мои работы. Получила приглашения на участие в ярмарках Москвы, Кириллова», — говорит Елена Рыжова. Признание ее творчества подтверждают дипломы с выставок.

Елена мечтает об отдельном помещении — ткацком домике, куда бы женщины могли свободно прийти и поработать за станком, посмотреть на это увлечение и творческие работы. Станет ли это реальностью — покажет время. «Если бы был налажен сбыт половиков, то женщины в деревне могли бы заниматься ткачеством и зарабатывать. Я это делаю больше для души, а не для заработка, — признается мастерица. — Хотя есть такое выражение, что лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби… Я об этом раньше мечтала, а теперь это моя реальность. Ткачество приносит мне и моральное удовлетворение, и материальный достаток. Любовь к половичкам у людей возвращается, к тому уюту в доме, теплу, которое они несут с собой. Недаром я получаю заказы со всей России-матушки, мои половички отправились во Владивосток, Бийск, Красноярск, Новосибирск, Рязань, Мурманск, Москву, Читу, Вологду и даже в Израиль. Так что спрос на них растет. Женщины, которым нравится это занятие, начинайте, творите, и ваше рукоделие принесет вам радость и достаток!»

Елена также вяжет крючком кружки из тряпочек, настриженных ленточек. «Я от этого получаю удовлетворение, — говорит женщина. — И делаю это в свободное время, когда душа просит. Мне очень нравится прясть шерсть на прялке. Такое умиротворение на душе от этого наступает, петь хочется. Раньше же говорили, что женщины очищали свою энергетику через общее пение. И это так. Я не знаю наизусть старые песни, но за работой мурлыкаю что-то. И я себя чувствую гораздо счастливее сейчас, когда погружаюсь в творческий процесс. У кого есть желание и тяга — занимайтесь рукоделием, не теряйте время».

А еще Елена Рыжова любит природу. Зимой в лесу катается на лыжах, летом обожает велосипедные прогулки, рыбалку, отдых у костра. Наверное, там, на лесных тропинках, мастерица подсматривает новые орнаменты, чтобы потом переложить их на половики. И это ей удается сполна.

Мария Литвинова

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>