А Вы знакомы с диалектами?

Вряд ли кто-то поспорит о своеобразии русского языка — его можно изучать бесконечно! Наверное, каждый из нас (особенно это касается жителей сельской местности) встречался с диалектами. Поясняю, диалекты — это разновидность литературного языка, которая употребляется как средство общения между людьми, проживающими на одной территории. Думаю, многим на ум сейчас пришёл знаменитый вологодский говор с его оканьем.

В Миньковской школе нашего района учитель русского языка и литературы Наталья Маркова интересуется русским литературным языком и диалектами, она организовала на базе школы кружок по диалектологии, занятия которого ребята посещают с удовольствием. Я пообщалась с Натальей Александровной и узнала от неё много интересного.

- Наталья Александровна, расскажите, откуда появилось желание заниматься именно диалектами?

- В 1999 году я закончила Вологодский государственный педагогический университет. В 2000 году начала работать в Великодворской основной школе. Там же организовала кружок по диалектологии. С 2002 по 2010 годы совместно с учениками активно занималась краеведческой работой. Собирали у местных жителей экспонаты для школьного этнографического музея, записывали диалектные (местные) слова. В 2012 году создали музей. В нём несколько небольших экспозиций: «Русская печь», «Пионерский уголок», «Русская старина», «Народный костюм». Собрали и оформили карточки на 320 диалектных слов. Все они распределены в тематические группы.

В настоящее время в МБОУ «Миньковская СОШ» работает кружок «Юный исследователь», посещают его ребята 7 класса. Изучаем краеведческие материалы, пишем исследовательские работы и проекты, участвуем в различных конкурсах.

- Уже добились каких-то успехов?

- Результаты работы есть. Это вторые места в районном конкурсе «Первые шаги в науку», в муниципальном этапе областного конкурса «Росток», в областном конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». Принимали участие в областном этапе конкурса «Росток», в муниципальном этапе олимпиады «Мир через культуру» и других. Совместно с участниками кружка проводим мероприятия для обучающихся начальных классов и группы продлённого дня (например, мероприятие о Владимире Ивановиче Дале, «Деревенские посиделки», «В гостях у самовара» и др.).

- Как Вы считаете, детям интересна история родного края?

- Да. По-моему, в последнее время усиливается интерес к истории родного края,что находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: в работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений.

- Кружок по диалектологии имеет свою специфику, есть он не в каждой школе. Что можете сказать по этому поводу?

- Действительно, кружки по изучению основ русской диалектологии встречаются редко. Дело здесь, наверное, в том, что некоторые педагоги считают занятия по диалектологии трудными для учащихся, другие (чаще учителя городских школ) уверены, что диалектологический кружок нужен лишь в сельской школе и библиотеке; большинство же не организуют такие кружки потому, что не имеют достаточной методической подготовки для этого, не знают, как и чем заниматься. Более существенным аргументом является недостаточная подготовленность педагогов к ведению такого кружка, отсутствие опыта и необходимой литературы.

- Вашим ученикам кружок интересен?

- Кружковцы усваивают материал весьма успешно, а главное, с интересом.

- Что дают эти занятия детям?

- У них развиваются навыки самостоятельного добывания языкового материала и его анализа, практического использования этого материала, исследовательские способности и познавательная активность.

Работа со школьниками по диалектологии имеет огромное воспитательное значение. Дети изучают родной край, особенности речи его жителей. Здесь и начинается воспитание любви к Родине.

- С какого возраста лучше всего заниматься изучением диалектов?

- Диалектологический кружок возможно организовать с 6 класса. Его программа включает в себя тщательно отобранные, необходимые для учащихся теоретические сведения по русской диалектологии, определяет практическую работу ребят на занятии и самостоятельную (добывание языкового материала) во внеурочное время.

- Как проходят занятия кружка?

- Программа рассчитана на 34 часа. Занятия кружка проводятся раз в неделю.

На первых занятиях проводится запись на аудиокассету произношения кружковцев, дети знакомятся с диалектным членением и группами говоров русского языка, основными понятиями. Базовая литература — любой учебник по русской диалектологии. Наиболее подробно нужно остановиться на диалектных чертах того наречия и той диалектной зоны, на территории которой живут ребята.

- Каким образом выбираются слова для работы на занятиях?

- В этом и заключается суть следующего этапа — добывания языкового материала у местных жителей. Чаще всего у людей пенсионного возраста, хотя молодёжь знает не меньше диалектных слов. Далее проводится анализ и обработка собранного языкового материала. При помощи словарей составляются «паспорта» слов. Несколько занятий проводится с использованием фольклорных текстов и произведений художественной литературы, где учащиеся находят диалектные слова. Ряд занятий посвящён анализу ученических орфографических и речевых ошибок и выявлению в них ошибок диалектного происхождения. На последних занятиях анализируется речь самих учащихся и местных жителей, подводятся итоги работы.

- Какую роль в работе кружка играет учитель?

- Учитель должен занимать в организации такого кружка роль руководителя, наставника, направлять учащихся, давать им советы и рекомендации.

- Наталья Александровна, спасибо за интересную беседу.

Яна Попова

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>