Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей

Родители бьют тревогу! Персонифицированная система финансирования уничтожает доступное дополнительное образование!

Так ли это? Давайте разберемся, и этот материал вам, надеюсь, поможет…

  Ребята с удовольствием посещают кружки и секции в Бабушкинском ЦДО.  Фото из интернета.

 

Что мы о нем знаем, что мы обязаны о нем знать и что нам делать?

Родился ребенок, и это счастье для родителей. Через какое-то время он отправится в ясли и в детский сад (если повезет с местами). Там он готовится к поступлению в школу. Система дошкольного образования настроена таким образом, чтобы помимо этого дать ребенку общие сведения об алфавите и счете, выявить зачатки его наклонностей, интересов, уже формирующихся способностей. Система дополнительного образования начинает действовать уже на этом этапе, преимущественно силами воспитателей детского сада, хотя некоторые продвинутые родители, забирая детей из сада, сразу же везут их на занятие в музыкальную школу или в какой-либо кружок.

Дальше — школа, и ее начальное звено. Потом – среднее, старшее… Поступая в школу, первоклассник, помимо учебной деятельности, утвержденной стандартом данной образовательной организации, может посещать кружки по интересам.

Школа, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), обязана предоставить обучающимся набор кружков и секций, исходя из собственных возможностей финансирования и преподавательских кадров. Посещение этих кружков обучающимся может быть как обязательным, так и добровольным, но в любом случае бесплатным.

И все бы хорошо, но интересы ребенка могут быть шире, чем ему представляют для их реализации в школе. Что же делать? Конечно же, идти в другие организации, которые предоставляют услуги по дополнительному образованию. Эти организации могут быть как муниципальными, так и частными.

Ранее, как правило, родители отводили своих детей в музыкальную школу или в Дом детского творчества, где те могли заниматься в кружках и секциях бесплатно либо за частичную плату. Вполне понятно, что реализация познавательных и творческих интересов детей ограничивалась в этом случае только тем, каким набором кружков, секций, студий и т. д. располагает образовательная организация. Между тем рынок образовательных услуг, в том числе и в сфере дополнительного образования, постоянно расширяется, и при этом растет число платных кружков, что сужает возможности родителей с не самым высоким доходом увидеть в своем чаде будущего музыканта, спортсмена, художника, артиста…

Государство, разумеется, должно было обратить на это внимание, и обратило.

В настоящее время система дополнительного образования претерпевает значительные изменения. Согласно концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 4 сентября 2014 года, одним из основных механизмов развития дополнительного образования в стране определено персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем.

Говоря простым языком, государство берет на себя расходы за пребывание ребенка в той или иной организации дополнительного образования, независимо от формы собственности, при условии получения родителями (законными представителями) соответствующего сертификата.

По мнению председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, новизна этой модели основывается на индивидуальном подходе к развитию каждого ребенка, к выстраиванию для него собственной творческой и научной траектории. Это не означает, конечно, что раньше этого не было, тем не менее здесь работа идет с каждым персонально. Внедряется механизм так называемого персонифицированного финансирования, когда у детей появляется возможность обучаться по внеклассным программам в организациях любой формы собственности.

Для апробирования модели Правительство РФ запустило пилотный проект в 9 регионах страны; в число «пилотников» с 2017 года вошла и Вологодская область.

Опубликованный в том же году приказ начальника департамента образования от 10 июля 2017 года № 2396 распространял апробирование системы на города Вологду и Череповец и ряд муниципальных районов, в число которых Бабушкинский район тогда не входил.

Апробирование системы в нашем районе началось в этом году. 4 мая 2018 года приказом начальника Управления образования Бабушкинского муниципального района утверждена программа персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на 2018 год.

Как стартовала программа?

С этим вопросом мы обратились к начальнику Управления образования Ирине Шишебаровой.

Ирина Николаевна сообщила, что реализация программы возложена на МБОУ ДО «Бабушкинский центр дополнительного образования», которому предписано обеспечить организационное, информационное и методическое сопровождение реализации программы и, главное, обеспечить предоставление детям сертификатов, финансирующих освоение ими образовательных программ дополнительного образования. В стартовавшем новом учебном году сертификаты должны получить 15 % детей, или 271 ребенок в возрасте от 5 до 18 лет. Стоимость сертификата определена в размере 424 рубля 36 копеек в месяц.

Что будет с детьми, которые не получат сертификатов в текущем учебном году? Останутся ли для них кружки и секции по-прежнему бесплатными?

С этими опасениями мы обратились в Центр дополнительного образования.

Эти опасения беспочвенны, считает методист Центра Наталья Дерягина. Те дети, которые не получат сертификаты в текущем учебном году, не лишаются права на бесплатное посещение кружков, которые будут работать в рамках муниципального задания, заверила Наталья Васильевна. При этом она добавила, что работниками Центра проводится большая разъяснительная работа в образовательных организациях райцентра по вопросам, связанным с изменениями в системе дополнительного образования. Родители также могут получить необходимую информацию на официальной сайте Центра, в социальных сетях либо посредством индивидуальных консультаций. В настоящее время Центр дополнительного образования является единственной организацией в районе, вошедшей в областной реестр организаций, предоставляющих услуги в сфере дополнительного образования, и только ему предоставлено право выдачи сертификатов.

А каково мнение родителей?

Уже интернет пестрит материалами, в которых люди выражают сомнения в правильности тех мер, которые направлены на модернизацию системы дополнительного образования. Понятно, что в районе программа только начинает действовать, и трудно судить о сложившемся мнении населения. Однако вот как высказывается о сертификации Людмила Долговская. Ее сын в прошлом году посещал кружок робототехники. О том, что в этом учебном году можно получить сертификат, Людмила Васильевна узнала самостоятельно и, не колеблясь, получила его в числе первых. Мнение матери однозначно: персонифицированное финансирование пойдет во благо детей, хотя на первых порах внедрение новой системы, наверное, не обойдется без проблем, зато и решать их можно быстрее.

Что ж, кажется, можно подвести некоторые итоги. Бабушкинский район вступает в программу персонифицированного финансирования дополнительного образования. Ее предназначение – сделать дополнительное образование более эффективным в плане развития личности детей. Конечно же, это отрадно: все хотят, как лучше. Остается лишь надеяться, что не получится, как всегда.

Александр Борисов.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>