Играя-учимся, учимся-играя

Родители, приводящие своих детей в детские сады района, видят те изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, и суть этих изменений заключается прежде всего в том, что дошкольные учреждения реализуют образовательные программы, основанные на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОСах).

Понятно, что основная образовательная задача дошкольного учреждения остается прежней — это подготовка детей к поступлению в школу, только теперь эта задача решается в игре, в форме творческой активности и деятельности воспитанников.

Согласно образовательному стандарту в детском саду необходимо создать и обеспечить такую предметно-развивающую среду, которая была бы полифункциональной, вариативной, содержательной, трансформируемой, доступной и безопасной. В создании такой среды должны быть задействованы разные структуры, но основная нагрузка ложится на плечи методической службы детского сада и воспитателей.

Нам была предоставлена возможность посетить два занятия в группе «Бабочки». Группа относится к числу подготовительных. В ее составе 22 ребенка (12 мальчиков и 10 девочек), но занятия проводились таким образом, чтобы на каждом из них присутствовала только половина группы.

Не вдаваясь в организационно-методические подробности, отметим лишь основные моменты, которые должны присутствовать на занятиях в рамках ФГОС:

- определение темпа занятия, наличия или отсутствия интереса детей на всех этапах занятия, форм смены видов деятельности;

-определение, как усвоены детьми знания, полученные на предыдущих занятиях, и степени усвоения материала текущего занятия;

-создание соответствующей психологической атмосферы занятия;

-рефлексия, то есть самоопределение ребенком характера своего настроения после занятия, причин его изменения, а также положительные и отрицательные элементы занятия, с точки зрения ребенка.

Сразу же следует отметить, что все указанные элементы воспитателями были выдержаны.

Первое занятие проводила Ольга Кропачева (стаж работы 11 лет, высшая квалификационная категория). Тема «Определение похожести фигур, цветов, форм» предполагала интегрированный вариант изучения материала с некоторым упором на геометрию. Организация познавательного интереса детей была тщательно продумана как за счет разнообразного раздаточного материала, так и введения в число персонажей занятия сказочного героя Буратино из известной уже детям сказки.

Несмотря на то что занятие продолжалось четверть часа, воспитатель организовала физкультурную паузу, чтобы снять возможную утомляемость детей.

В веселой и благожелательной атмосфере занятие пролетело незаметно, но за этой веселостью чувствовалась напряженная работа педагога, направленная на достижение поставленных образовательных целей, и эта работа оказалась ненапрасной: 85% детей справились с поставленной задачей.

Логопедическое занятие для второй части группы проводила преподаватель-логопед Марина Шадрина (стаж работы 17 лет, высшая квалификационная категория).

Развитие речи и памяти — очень непростая задача для детей, которые еще не умеют читать, писать, считать, а требовалось выучить четверостишье «Осень». Прежде чем перейти непосредственно к теме, Марине Николаевне пришлось проделать значительную подготовительную работу: дети вспомнили месяцы осени, провели мимическую гимнастику. Разучивание стихотворения было организовано с помощью интерактивной доски, на которой отображались требуемые опорные сигналы. Несмотря на это, работа для некоторых детей оказалась совсем непростой. Тем не менее ряд воспитанников с ней справились и сумели, пусть не без ошибок, воспроизвести четверостишье.

Надо отметить, что на этапе рефлексии некоторые из них к своим действиям отнеслись весьма самокритично, выбрав не образ «солнышка», а образ «тучки».

В целом оба занятия произвели благоприятное впечатление. Внедрение образовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС насчитывает еще не такой большой срок, и потребуется не так уж мало времени для их совершенствования, но, как нам кажется, перспективность их очевидна.

В заключение хотелось бы поблагодарить методиста МБДОУ «Детский сад № 1 «Березка»» Анну Лытаеву за помошь в организации репортажа.

Александр Борисов.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>