Зрение нужно беречь с детства

За период посещения детского сада число детей с нарушением зрения увеличивается в два раза, а за время обучения в школе — в три. При этом по мере перехода из младших классов в старшие увеличивается и степень близорукости.

О близорукости, её симптомах и профилактике узнаем подробней у медицинской сестры детской консультации Бабушкинской ЦРБ Марины Козловой.

- Марина Васильевна, расскажите, насколько актуальна проблема близорукости?

- В последние годы в образовательных учреждениях отмечается увеличение информационных и учебных нагрузок на детей, интенсивное использование компьютера в школе и дома. При этом у современного ребёнка значительно возрастает нагрузка на глаза. В настоящее время близорукость является самой распространённой причиной снижения зрения у детей школьного возраста, причем частота распространения миопии (близорукости) возрастает с переходом от начальной ступени обучения к старшим классам. Сегодня каждый третий выпускник средней школы имеет ту или иную степень миопии.

- Каковы основные признаки близорукости?

- Её первым признаком является ухудшение зрения вдаль, которое, как правило, улучшается до нормального уровня при приставлении к глазам отрицательных линз. Снижение зрения вначале может быть временным, обратимым. Развивается так называемая ложная близорукость, или спазм аккомодации. Это состояние возникает при длительной работе на близком расстоянии при чтении, письме, работе с монитором. Главное — не пропустить этот момент, а вовремя выявить снижение зрения, так как при отсутствии своевременного лечения спазм аккомодации может достаточно быстро перерасти в истинную осевую миопию. При этом может произойти растяжение глазного яблока, разрыв и отслойка сетчатки, грозящие слепотой.

- Как родители могут определить первые симптомы болезни?

- Дети с начальной близорукостью нередко жалуются на быструю утомляемость при зрительной работе на близком расстоянии, дискомфорт, затуманивание при переводе взгляда вдаль, отмечают, что стали плохо видеть записи на школьной доске, просят пересадить их на первые парты, садятся близко к экрану телевизора, при чтении и письме приближают глаза к тексту. У ребёнка также может быть нарушена ориентация в сумерках. Нередко близорукие прищуривают глаза, чтобы уменьшить круги светорассеяния на сетчатке и тем самым несколько улучшить зрение.

- Можно ли предотвратить появление близорукости?

- Одной из важнейших задач родителей, воспитателей и педагогов является формирование зрительного рабочего расстояния. Минимально допустимое расстояние от глаз до книги или тетради — 25-30 см. Соблюдение норм освещённости нужно контролировать как в образовательных учреждениях, так и дома. Окна должны хорошо пропускать свет. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Спектр цветоизлучения должен быть белый, тепло-белый или естественно-белый. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительных нагрузок (чтения или письма) должна быть регламентирована: в начальной школе — не превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10-15 минут. При этом в середине занятия обязательно нужно проводить физкульт-минутки.

- Компьютер стал неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и проведения досуга современных детей. А что уж говорить о компьютерных играх, которые не только не приносят пользу, но и наносят вред здоровью, в особенности — зрению. Что можете сказать по этому поводу?

- Незнание и несоблюдение правил гигиены зрения при работе с компьютером является одной из причин возникновения и прогрессирования близорукости у школьников. На мониторе компьютера изображение подается не в виде сплошных линий, а в виде микроскопических точек — пикселей, что требует избыточного напряжения глаз. Школьник за компьютером может проводить не более 45 минут в день (школьный урок), причем время непрерывной работы не должно превышать 15 -20 минут. Если работу за это время не выполнить, её надо разбить на части и каждые 15 минут делать перерыв для глаз. Детям дошкольного возраста работа и игра за компьютером не рекомендуется, так как цилиарная мышца формируется только к 7 — 8 годам. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю. Продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6 — 7 лет — 15 минут. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

- Марина Васильевна, спасибо за ценные советы!

Яна Попова

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>