Есть ли душа у Душнева?

Совсем недавно мне удалось побывать в самой глубине нашего района, в самых его прогалинах, и прогалинах не в том смысле, что в тех местах не растут деревья, а в том, что там практически только они и растут. А побывал я в Березниковском сельском поселении.

деревня.tifНа улицах деревни Душнево.

Данное поселение включает в себя множество разных деревень, много интересных, необычных географических названий. Вот только от большинства этих деревенек, к моему глубокому сожалению, одни только названия и остались. Мертва деревня Гаревка, давно почила деревня Грушино, сонной травой заросли Павлово и Погорелово. А другие ведут глухой отсчет своим дням, по-видимому, смирившись с тем, что жизнь рано или поздно должна прийти к какому-нибудь итогу. Но так не везде. По-прежнему держит планку село Воскресенское, являющееся административным центром Березниковского поселения. Численность его населения, по последним данным, составляет более трехсот человек. Более ста человек проживает в деревне Васильево — бывшем административном центре поселения. И лишь чуть больше полсотни людей — в деревне Душнево, что находится совсем рядом. В эту деревню я и решил отправиться.

Первой моей остановкой стала администрация в селе Воскресенское, где меня радушно встретила глава поселения Валентина Петровна Ловыгина. За чашкой горячего чая она предоставила мне краткую информацию о поселении и предложила провести небольшую экскурсию по здешним местам. Экскурсоводом стала директор местного Дома культуры Наталья Казарина. Так как меня больше всего интересовала жизнь и судьба деревни Душнево, мы направились именно туда.

По пути в деревню мы решили посетить место, где каждый день свершается маленькое природное чудо: так называемое устье, где речка Юза впадает в реку Унжу. Маленькое дает рост большому. Но на этом чудеса не заканчиваются. Унжа становится одним из притоков реки Вологи, которая в свою очередь прорастает до самого Каспийского моря. Поэтому можно сказать, что Юза, в некотором роде, младшая сестричка великого и могучего Каспия!

Сделав пару памятных фотографий у устья, я, под руководством моего гида, отправился наконец в деревню. Первое впечатление о Душневе у меня сложилось довольно сумбурное. Голова крутилась из стороны в сторону, взгляд цеплялся то за один дом, который можно было сравнить с древним музейным экспонатом, сохранившимся и очень красивым, то за другой, который мог сравниться, наверно, только с пыльной коробкой советских новогодних игрушек, которую кто-то выбросил на дорогу и так и оставил лежать, а остальные сейчас просто обходят ее, даже не подозревая, какие сокровища в ней спрятаны, потому что никто не верит, что ценности можно хранить в такой помятой, бесцветной коробке, а тем более — выбрасывать. Попался на глаза старенький трактор, приткнувшийся железным носом к бетонному столбу возле припорошенной первым снегом дорожной колеи. Тихо было кругом. Ни одной живой души не слышно. Только собака одна увязалась за нами и так и бежала, пока мы не дали ей понять, что ничего съедобного при себе не имеем. Как только обход по улицам деревни подошел к своему завершению, Наталья Васильевна предложила мне посетить одну местную жительницу, чтобы я мог узнать, как же здесь живется землякам. Так мы вышли к дому, где живет Любовь Петровна Серова — старожил деревни, ветеран труда и просто приятная, добрая женщина. Наш приход был для нее неожиданным, а уж то, зачем мы к ней пришли, и вовсе вывело ее из равновесия. Мы попросили бабушку рассказать историю деревни исходя из ее лично нажитого опыта жизни здесь. Она присела на мягкое кресло, стоящее возле печки, и заохала, отмахиваясь от нас руками: «Ох, ребятки, да ведь я же не местная! Приехала сюда только в 60-е годы. Да и память худая стала. Ничего вам про Душнево рассказать не могу!» Не такого ответа, мы, конечно, ожидали. И уговаривать женщину ее возраста было как-то не удобно. Но ведь если слова есть, то они всегда прозвучат, и особенно те, которые сопровождаются криком души! Так и вышло…

«Жила и работала раньше в Вытегорском районе, — начала свой рассказ Любовь Петровна. — Принимала участие в строительстве железной дороги. В лесопункте работала, на пилораме. В Бабушкинский район перебралась в 1965 году вместе с мужем и маленьким ребенком на руках. Выбрала этот район неспроста, поскольку бывала уже здесь, когда работала зоотехником в колхозе деревни Легитово Березниковского сельского поселения. Понравились мне здешние места и красоты. Да и родители мои тоже здесь обосновались. Вот и перебралась сюда с семьей. Только уже не в Легитово, а в Душнево. К этому времени колхоза уже не стало. Но зато появился совхоз, который казался более перспективным и внушал больше доверия. Мне предложили работу в Васильевском совхозе секретарем в хозяйстве. Со временем бухгалтером стала, а потом перевели на заведование кадрами. И так до самой пенсии тут и трудилась. Мы с мужем хозяйство свое держали, скотину. Но вскоре супруг умер. Случилось это рано. Мне еще 40 лет было. В деревне много кто скотину держал, практически все. Лошадей держали, коров. А за счет молочного сырья вообще все поселение обогащалось. Молоко сдавали, перерабатывали в масло. Из него делали сливки, за которыми потом, представьте себе, на вертолете прилетали. Вот как ценился раньше натуральный деревенский продукт! Сейчас не так. Да и деревня уже стала не такая. Как совхоз закрылся, так все и пошло на убыль, в том числе и население. Потихоньку начали люди перебираться: кто в город, кто в райцентр. И постепенно жизнь в деревне начала затухать. Закрылась больница, магазины все, столовая. А как скотина вся перевелась, и не осталось людей, готовых содержать ее, закончил свою работу и маслозавод. Лесная промышленность только осталась. Да разве там много заработаешь? Да и лес от этого сильно страдает. Остается теперь вздыхать и вспоминать прежнюю жизнь».

Поблагодарив женщину за такой замечательный и трогательный рассказ, мы покинули ее дом и отправились дальше. Так как устье, возле которого мы побывали, в осеннее время года, мягко говоря, не отличается многообразием красок, а я не столь талантливый фотограф, как хотелось бы, у меня по-прежнему была острая нужда в ярких фотографиях, во всей красе отображающих жизнь деревни. Недолго поразмыслив, моя спутница предложила мне прогуляться, пожалуй, до самого известного в Душневе дома, принадлежащего семье Казуниных: Елене Анатольевне и Николаю Ивановичу.

«Все жители деревни держат свои домовладения в лучшем виде, — вводила меня в курс дела Наталья Казарина. — Земляки любят чистоту и порядок во всем, все в их частном хозяйстве сделано со вкусом и любовью. Но приусадебный участок Казуниных превосходит всех. Они являются примером для всех жителей села». И действительно, глядя на жилые дома, на их аккуратные ухоженные дворики, окна с узорными наличниками, все плохие мысли, навеянные первым впечатлением об этой деревне, куда-то улетучились. Радовала и дорога, по которой мы шли. Ни одной крупной ямы или трещины. Недавно выпавший снег, успевший уже подтаять, стал причиной появления гололеда на главной дороге. Но тут же, хлопотами администрации поселения, все посыпали песком. «К дороге здесь у населения нет претензий», — заверила меня Наталья Васильевна.

Когда мы начали подходить к нужному дому и стала видна его небольшая часть, как красная девица, выглядывающая из за расписного забора, меня уже переполняли восторженные чувства! А когда я оказался во дворе дома, так и вовсе не мог оторвать взгляд от его рукотворного убранства. Декоративный колодец в центре лужайки с виду был совсем как игрушечный. Такая же игрушечная ветряная мельница стояла под двумя маленькими живыми сосенками у одной стороны забора. Особого изыска добавляли цветочные клумбы в виде прекрасных белых птиц с длинными шеями, африканские пальмы, и даже аист, в позе главного смотрителя этого сказочного царства замерший в своем гнезде на срубленной верхушке старого дерева. Одним словом, красота!

Фотографировать эту красоту без разрешения хозяев мы, конечно же, не могли и поэтому заглянули к ним в гости. Встретили нас гостеприимно и ничуть не удивились, когда я рассказал, кто я, откуда и зачем приехал. Мы непринужденно побеседовали. Хозяйка тоже внесла небольшую лепту в мои познания о деревне Душнево. У нее было свое мнение о современной жизни, женщина находила в ней гораздо больше плюсов, чем минусов. «Есть газ, есть электричество, интернет, телевидение. Все, что нужно, — у нас есть. А главное: есть время заниматься творчеством!» — Елена Анатольевна указала на окно, за которым отлично просматривался их с мужем великолепный участок. Рассказала о праздниках, проходящих в деревне, о том, как широко празднуется церковный праздник Успенье, в один день с которым в Душневе отмечают и день деревни. И по такому случаю сюда даже приезжают гости из города. Земляки поют песни, танцуют, веселятся, с гордостью вспоминают свое прошлое. Поэтому праздник всегда получается грандиозным! Мы еще немного посидели, а потом с разрешения хозяйки вышли во двор, и я сделал там много красивых фотографий, которыми в итоге остался очень доволен.

На этом мое небольшое расследование подошло к своему логическому завершению. Еще один раз я прошелся по узеньким деревенским улочкам, ведущим к выходу из деревни. Наталья Казарина показала мне места, где раньше стоял маслозавод, больница. От них уже сейчас, конечно, ничего не осталось, но зато есть воспоминания и есть фотографии. А самое главное — есть люди, которые носят в себе частичку своей малой родины, причем каждый свою, самую сокровенную. А про проблему магазинов я все-таки выспросил у своего гида. Она мне ответила, что без продуктов питания и самого необходимого бытового инвентаря жители деревни никогда не остаются. Магазины есть, только находятся ближе к центру поселения: в Васильеве и Воскресенском, а добраться до них не составляет никакого труда. «Березниковское сельпо имеет на территории поселения 4 магазина, столовую и даже хлебопекарню», — проинформировала меня Наталья Васильевна. «Также на территории поселения есть отделение почтовой связи в селе Воскресенском, оказывающее населению услуги по подписке и доставке газет, журналов, посылок, писем и телеграмм», — добавила она. Пока шли, заметили новые постройки. «Видимо, новые дачи», — предположила Наталья Васильевна. Городским нравятся здешние спокойные места. Поэтому деревня в будущем, очень даже может быть, станет красивым дачным поселком, что не является для нее худшим вариантом. Да, внешняя ее оболочка претерпит некоторые видоизменения, но душа деревни останется нетронутой. И кто бы что ни говорил, но душа у Душнева все-таки есть!

Максим ПОЖИЛОВ

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>