Путь к духовному развитию — через искусство

Музыка, живопись, архитектура, философия — все эти темы могут послужить для написания множества отдельных статей, очерков, научных исследований по каждой из них. Этим и занимаются некоторые люди. Берут за основу одно направление и продвигаются по нему. Но вот на подробное изучение их всех может уйти столько времени, что и всей жизни не хватит, чтобы осуществить подобное. Но сегодня я все-таки попытаюсь угнаться за четырьмя зайцами и рассказать о человеке, серьезно занимающемся всем вышеперечисленным. Речь пойдет о настоятеле Миньковского храма Рождества Иоанна Предтечи Олеге Дыбове, с которым мне недавно удалось пообщаться.

дыбов 3.tifНастоятель Миньковского храма Рождества Иоанна Предтечи Олег Дыбов.

- Олег Васильевич, насколько мне известно, Вы очень разносторонний человек. Увлекаетесь музыкой, живописью. Можете рассказать подробнее о своих увлечениях?

- Начну, пожалуй, с живописи, как Вы сказали. Сразу внесу поправку: то, что я делаю, не совсем можно назвать живописью. Я занимаюсь иконописью. Пишу иконы, придерживаясь традиций уральских старообрядцев начала 19 века. Суть в том, что иконы, выполненные в этом стиле, не теряют иконописных канонов и в то же время содержат в себе элементы живописи. Кроме того, такие иконы всегда красочные, яркие.

- Что для Вас значит икона?

- Икона — это богословие в красках. И люди, будучи безграмотными в средние века, посредством изучения икон могли видеть на них сюжеты святого писания, библейских историй и т. д. Но самое главное назначение иконы — это сосредоточение ума в молитве, чтобы он ни на что не отвлекался, а все внимание человека было направлено в одну конкретную точку. А на самой иконе должен быть изображен облик святого, причем облик этот должен быть отдален от реальности. То есть, 100 % живописные образа — это нехорошие образа. Современное искусство иконописи сейчас идет исключительно по пути живописи, и это, по моему мнению, большая ошибка. Поэтому я и придерживаюсь определенных традиций в своем творчестве.

- А если взять живопись отдельно от иконописи, что Вам нравится? Есть ли любимый художник? Или Вы интересуетесь исключительно иконами?

- В картинном искусстве мне нравится эпоха Возрождения, и такие именитые ее представители, как Караваджо, Босх.

- В эпоху Возрождения активно развивалась архитектура. До наших времен сохранилось большое ее наследие: дворцы, скульптуры, памятники. Церкви и храмы тоже ведь можно причислить к ним. Кроме того, божьи дома также имеют между собой различные стили оформления. Самый яркий и распространенный из них — это стиль барокко. Как Вы относитесь к этому стилю?

- Барокко мне не нравится. На мой взгляд, он слишком вычурный. У нас сейчас в России многие мастерские, работающие с оформлением церквей, для украшения их внешнего и внутреннего вида предлагают именно этот стиль. А я больше уважаю классицизм. В храме, где я работаю, в Минькове, требуется новый иконостас. Со временем я возьмусь за эту работу, в которой как раз и использую это архитектурное направление. В интернете недавно нашел очень хорошие дореволюционные образцы. По ним и буду работать.

- Расскажите о Вашем увлечении музыкой.

- Музыка в моей жизни занимает огромное место. Большое внимание, конечно же, приходится уделять музыке церковной, но с ней я сталкиваюсь только на работе, в церкви. Дома же меня интересуют другие музыкальные направления. Люблю классику, но не всю. Слушаю Вагнера, Дебюсси, Глазунова. Слушаю оперные композиции. Очень люблю джаз, свинг, блюз. Такие музыкальные веяния, как рок, рэп и все прочее, мне не нравятся. Слишком тяжеловато для меня. Нахожу для себя что-то хорошее в русской современной эстраде.

- Скажите, а церковная музыка, она также, как и иконопись, придерживается каких-нибудь традиций, канонов?

- Существует такое мнение, что церковные песнопения происходят из древности. Но это не так. Все древние песни давно забыты, а слова утеряны. Сейчас в церквях и храмах поют музыку 17-18 веков. И уже придерживаются не русских, а итальянских музыкальных традиций. Русские церковные песнопения, к примеру, образца 14-го века, сложны для восприятия. Они очень нудные и однообразные. В то время к ним привыкали. А сейчас нас даже не приучают к ним.

- Современное общество, по большому счету, не уделяет должного внимания религии. Люди больше озабочены обыденными, повседневными делами. Можно ли как-то подтолкнуть человека к духовному развитию, как-то привлечь его внимание?

- То, что мне дано епархиальной властью, от бога, я стараюсь передать и людям, прихожанам. Причем не в принудительном порядке, а именно исходя из потребности каждого человека. Даже если читать «Евангелие», можно заметить, что Господь ни к чему не принуждал людей, он лишь предупреждал их о возможных последствиях совершаемых ими действий. Существует мнение, что Иисус был своего рода учителем. На самом же деле это далеко не так. Он был богом, пришедшим во плоти, но в восприятии людей того времени ошибочно ассоциировался с человеком, дающим знания в одной из множества существовавших тогда философских школ. Вообще, у всех великих мыслителей древности(Сократа, Платона и т.д.) были свои ученики, свои последователи, которые ходили всюду за своими наставниками, слушали, записывали все их умные высказывания. То же самое произошло и с появлением Иисуса Христа, по аналогии. Иисус не был диктатором, он был спасителем. А это совершенно разные вещи.

- Полностью с Вами согласен!

Максим ПОЖИЛОВ

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>