На службе у Родины

Крейсер «Киров», 1935-1974 годы.

Наша Родина — великая морская держава. Ее границы омываются водами трех океанов и 14 морей. Вот почему надежная ее защита с морских направлений требует иметь соответствующий Военно-Морской флот. Не случайно поэтому в 1932 году в стране создается Тихоокеанский флот, а в 1933 году – Северный флот.

В тридцатые годы XX века, несмотря на экономические трудности, вызванные разрушением экономики страны в период Первой мировой и Гражданской войн, были приняты меры по наращиванию боевой мощи Военно-морского флота.

К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР было линейных кораблей (линкоров) – 3, крейсеров – 7, эскадренных миноносцев – 44, подводных лодок – 130, самолетов -1433, других боевых кораблей – около 400.

Вероломно нарушив договор о ненападении, гитлеровская Германия внезапно, без объявления войны, напала огромными силами на Советский Союз в ночь на 22 июня 1941 года. Ее авиация произвела налеты на города Каунас, Минск, Киев, базы флотов – Мурманск, Севастополь, Кронштадт, Лиепаю.

По личной инициативе, пренебрегая возможным осуждением данного решения со стороны правительственных органов, Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов в 23 часа 50 минут 21 июня 1941 года отдал приказание о переводе флотов на оперативную готовность №1, указав при этом тщательно маскировать все проводимые мероприятия. В результате этого все попытки гитлеровских летчиков в ночь на 22 июня сбросить бомбы на боевые корабли и военно-морские базы были отбиты.

Для Северного флота, командующим которого был все годы войны адмирал Арсений Григорьевич Головко, главной задачей была защита союзных конвоев. Помимо этого на флот возлагалась задача нарушения морских коммуникаций противника, которые проходили вдоль берегов Норвегии. Из Германии для армии «Норвегия» везли боеприпасы, топливо, продовольствие, медикаменты, пополнение личным составом. В обратном направлении суда следовали со стратегическим сырьем для Германии, вывозили никелевую и железную руду.

Разнородные силы Северного флота потопили 115 транспортов и вспомогательных судов противника, в том числе 73 крупных транспорта и 65 боевых кораблей.

Силами Северного флота было обеспечено проведенье 1471 конвоя с 2508 судами. 82 североморца стали Героями Советского Союза, а В.Н. Леонов и Б.Ф. Сафонов – дважды.

Балтийский флот к началу Великой Отечественной войны был самым крупным оперативным объединением советского ВМФ. Он имел более 300 кораблей и судов обеспечения, в том числе 2 линейных корабля (линкора), 2 крейсера, 2 лидера, 19 эскадренных миноносцев, более 600 самолетов и около 500 орудий на берегу. Командовал флотом вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц. Самой главной опасностью для этого флота являлась минная опасность. На побережье Балтийского моря события развернулись настолько стремительно, что уже к 9 июля 1941 года противник продвинулся вглубь нашей страны на 500 километров. С потерей Либавы, Ханко, Таллина, Эзельского, Ирбенского, Либавского, Выборского и Гогландского укрепленных секторов флот лишился двух третей орудий береговой обороны. Трагическим событием для флота был прорыв кораблей из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года с потерей нескольких судов и боевых кораблей. Достойный вклад Балтийский флот внес в оборону Ленинграда. Разнообразными силами Балтийского флота было потоплено 320 судов и кораблей противника.

Несмотря на большую минную опасность, подводные лодки флота прорывались в открытое море и топили корабли противника.

С выходом из войны Финляндии оперативная обстановка на Балтике значительно улучшилось. Отступление противника на сухопутных фронтах ощущалось на эвакуации войск на судах в направлении Германии. Именно в это время подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3-го ранга А.И. Маринеско потопила транспорты «Вильгельм Густлов» и «Штайбен», на которых находилось около 10 тысяч солдат и офицеров противника.

В 1945 году подводные лодки флота совершили 27 боевых походов, потопив 16 крупных транспортов. 147 балтийцев стали Героями Советского Союза, а четыре – дважды: А.И. Мазуренко, В.И. Раков, Н.Г. Степонян, Н.В. Челноков.

Южные границы нашей страны защищал Черноморский флот, командующим которого был вице-адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский. В составе флота были 1 линкор, 5 крейсеров, 16 лидеров и эскадренных миноносцев, 44 подводные лодки, 150 кораблей других классов, 625 самолетов, около 200 орудий береговой и зенитной артиллерии.

В августе 1941 немецко-фашистские войска подошли к городу Одесса, в обороне которого флот принял самое активное участие: доставлял обороняющимся боеприпасы, а обратными рейсами вывозил раненых, гражданское население. С 1 по 16 октября из Одессы было эвакуировано 86 тысяч военнослужащих и 15 тысяч гражданского населения, большое количество военной техники. А в октябре 1941 года немецко-фашистские войска активизировали свои действия по захвату Крыма. Корабли флота принимали самое активное участие в оказании помощи обороняющимся войскам Красной Армии. Такую же активную роль Черноморский флот проявлял и при освобождении Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году, уничтожал суда противника, выходящие из портов Крыма.

В январе 1943 года корабли Черноморского флота оказывали содействие войскам фронтов при освобождении Кавказа и Тамани.

На протяжении всей войны Черноморскому флоту приходилось решать задачи как по нарушению морских коммуникаций противника, так и по защите своих морских перевозок.

Корабли флота принимали активное участие в освобождении Румынии и Болгарии, потопили более 70 немецких кораблей и судов противника.

218 черноморцев стали Героями Советского Союза. За активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 78 кораблей, частей и соединений стали гвардейскими, 238 награждены орденами и многие получили почетные наименования.

Петр Коптяев, капитан 1-го ранга в отставке, участник Великой Отечественной войны.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>