Особенности работы через учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»

Ученики 4 класса Подболотной средней школы со своим учителем Людмилой Быстровой.<br />
Фото предоставлено  Подболотной школой.

С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Школы нашего района для образовательного процесса выбрали три учебно-методических комплекса: «Начальная школа XXI века» (по нему работает Васильевская школа), «Школа России» (работают первые классы Бабушкинской школы) и «Перспективная начальная школа». Преимущество отдано последнему УМК, по нему занимаются 14 школ из 15 (отмечу, что Бабушкинская и Миньковская школы используют два комплекса). Как же работается по УМК «Перспективная начальная школа»? Это мы выясняли у учителя начальных классов Подболотной средней школы Людмилы Васильевны Шахановой.

«С 2011 года наша школа перешла на реализацию стандартов ФГОС II поколения. Он удачно сочетает в себе инновационность и верность лучшим традициям отечественного образования. В нем сохранена урочная система, а в основу положены принцип развивающего обучения и системно-деятельностный подход, когда ученик является субъектом обучения.

Сущность стандарта в том, что конечная цель его – ученик, который умеет самостоятельно учиться, что самое главное. Иными словами, мы должны сформировать личность, способную к дальнейшему самосовершенствованию. Стандарт является договором и предполагает трех участников образовательного процесса: школу, общественность и родителей.

В соответствии с требованиями ФГОС начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребёнка. А этот процесс невозможен без подходящего учебно-методического комплекта. Наш выбор пал на комплект учебников «Перспективная начальная школа».

УМК «Перспективная начальная школа» — один из первых комплектов учебного книгоиздания, воплотивший в жизнь требования нового федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана.

Приоритетом начального общего образования является формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. Выбранный учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка, который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами его учебника, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему. В УМК «Перспективная начальная школа» максимально размещен методический аппарат, включая организационные формы работы, есть система перекрестных взаимных ссылок между учебниками; используются единые сквозные герои (брат и сестра Миша и Маша), которые демонстрируют возможную разницу решений поставленной задачи, разницу точек зрения и оценок, а также использование интриги в учебниках: интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории. Нравится инструментальность, интерактивность учебников, максимальная адаптированность предметного языка, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование, четкое разведение адресатов комплекта: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.

Комплект «Перспективная начальная школа» ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика — существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. При работе по данной программе роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает. Но для учащихся он в данном случае равноправный партнер по учебному общению. Косвенное руководство учителя предполагает свободу ученика в выборе способа, средства и даже вида деятельности; предоставляет учащимся возможности строить предположения, гипотезы, обсуждать различные точки зрения: охраняет его право на ошибку, особое мнение на инициативу и самостоятельность; побуждает к самоконтролю по оценке не только результата, но, главное, деятельности. При работе по комплекту формируется умение и навыки работы с учебниками, с его содержанием, с его справочником; умение перерабатывать информацию, умение делового общения, умение обсуждать, выслушивать мнение других, т.е. у школьников развиваются самостоятельность и творческая активность. Работа по УМК приводит к оптимальному развитию каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей в условиях специально организованной учебной деятельности), где ученик выступает то в роли обучаемого, обучающего, организатора учебной ситуации, что и является основной идеей «Перспективной начальной школы». Ученик не боится отрицательной оценки учителя, в этом нет необходимости: «Это твоё мнение», «Ты так думаешь».

Задания и в учебниках, и в тетрадях для самостоятельных работ предусматривают самостоятельную индивидуальную, парную и групповую работу школьников. Это помогает формировать навыки учебного труда. Ученик чувствует себя увереннее, видит свой результат, постоянно что–то открывает для себя, рассматривает с разных сторон. Каждый ребёнок чувствует себя исследователем. Он собирает информацию из хрестоматии, Интернета, совершает поход в библиотеку. Это помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение, создать свой собственный проект. Создание своего проекта приводит к формированию у младшего школьника опыта практической деятельности, умение применять полученные знания в реальных ситуациях. Наблюдая за детьми вместе с родителями, можно увидеть положительную динамику: их свободу общения, удивляет их желание творить, не останавливаться на достигнутом.

В комплекте «Перспективная начальная школа» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство личностно–ориентированного обучения. В учебниках данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания провоцируют ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. Включены разноуровневые задания, вариативность в решении учебных задач.

Данный комплект помогает не только ученику, но и учителю перейти в развивающую систему обучения, получить удовлетворение от своего труда, совершенствовать своё мастерство», — рассказывает Людмила Шаханова.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа», как и ряд других УМК, имеет и свои недостатки. Об этом говорили и говорят как родители, так и сами учителя. Такие разговоры зачастую приводят к серьёзным дискуссиям и спорам.

Обозначить минусы «Перспективной начальной школы» я попросила и Людмилу Васильевну. Получилось следующее:

1. Некоторые задания сформулированы неточно, поэтому для того, чтобы понять, что от него требуется, ребенку приходится перечитывать вопрос по нескольку раз;

2. Как в учебниках, так и в рабочих тетрадях имеются различного рода ошибки;

3.Объем информации, представленный в УМК, очень велик, поэтому детям, мало читающим художественную литературу, работать с ним сложно.

Как показывает практика, «Перспективная начальная школа» — учебно-методический комплекс, ориентированный на сильных учащихся. Своим появлением он прибавил участникам учебного процесса немало забот, но в то же время сделал их жизнь интереснее.

Материал публикуется в рамках проекта «Образование в условиях сельской школы: достижения, проблемы, перспективы» при поддержке Управления информационной политики Правительства Вологодской области..

Алена Тимченко.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>