«Единое окно» поможет при оформлении имущества и земельных участков

С 2011 года жители отдаленных деревень области могут оформить в собственность дом, земельный участок, иную недвижимость, не выезжая для этого в районный центр. Услуги по регистрации прав собственности стали ближе к населению благодаря проводимым выездным приемам в формате «единого окна». О том, что такое «единое окно», каковы перспективы этой работы мы побеседовали с заместителем губернатора области Алексеем Юрьевичем Макаровским, руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области Дмитрием Евгеньевичем Тулиным, директором филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области Сабиной Збигневной Каплевской.

- Алексей Юрьевич, что такое «единое окно», как пришла идея организовать подобную работу у нас в области?

Алексей Макаровский: Идея организации работа по оформлению прав на недвижимое имущество и сделок с ним в формате «единого окна» на территории области возникла в 2010 году. Тогда значительная часть имущества и земельных участков, находящихся в распоряжении граждан, не была оформлена в установленном порядке.

В то же время действующим законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого собственнику необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества. Таким образом, возникла ситуация, когда граждане по той или иной причине не стремятся оформлять в собственность свое имущество, не платят соответствующие налоги, следовательно, муниципалитет лишается дополнительных финансовых средств в своем бюджете.

- Почему граждане не спешат оформлять свое имущество?

Алексей Макаровский: По многим причинам. Это и ветхо-аварийное жилье, которое граждане не хотят оформлять в собственность, и достаточно высокие цены на кадастровые работы, а также неудобство для сельских жителей в получении такой услуги. Ведь для того, чтобы осуществить какую-то сделку с недвижимостью, жителю отдаленных деревень приходится как минимум дважды (для подачи заявления и за получением документов) съездить в районный центр в соответствующее подразделение Росреестра. А это время и деньги. Поэтому и возникла идея организации такой формы работы, которая была бы удобна для сельского жителя, чтобы все услуги по регистрации недвижимости человек смог получить, не выезжая из своей деревни, в одном месте и в один день. Так появились выездные приемы в формате «единого окна».

Что такое «единое окно»? В сельское поселение в назначенный день выезжает группа специалистов, состоящая из сотрудников Росреестра, Кадастровой палаты, БТИ, других служб, и местные жители, придя на прием, могут в один день сдать на регистрацию все необходимые документы на свою недвижимость или земельный участок, оплатить госпошлину. К этой работе были подключены также сотрудники миграционной службы, нотариусы, юристы, чтоб люди во время выездного приема смогли получить также бесплатную юридическую помощь и все необходимые консультации по другим вопросам.

Своей целью мы ставили, во-первых, максимально приблизить к населению предоставление государственных услуг (в данном случае регистрации недвижимости), а во-вторых, способствовать пополнению налогооблагаемой базы муниципальных образований.

Анализ проведенной в районах работы наглядно показал, что наилучших результатов достигли там, где подготовительно-организационной работе придали первостепенное значение. Личное активное участие глав районов и поселений в проведении разъяснительной работы стало залогом успешных результатов. В качестве примера можно привести следующие муниципальные районы (по итогам 2011 года): Череповецкий (1725 пакетов документов), Сокольский (1501 пакет документов), Харовский (1424 пакета документов).

Как показала практика, подобная услуга стала очень востребована жителями области.

- Есть какие-то количественные показатели в этой работе? Сколько, к примеру, было зарегистрировано недвижимости с помощью выездных приемов в формате «единого окна»?

Дмитрий Тулин: За 2011, 2012 и 5 месяцев 2013 года было совершено 1055 выездных мероприятий, во время которых принято на регистрацию почти 24 тысячи пакетов документов. Цифра весьма весомая. Экономический эффект от легализации объектов недвижимого имущества и земельных участков за 2011 год составил, по данным муниципальных районов области, более 4 миллионов рублей.

- Проводится ли подобная работа в других регионах? Если да, то как мы выглядим на фоне других областей?

Дмитрий Тулин: Да, в других субъектах также проводится аналогичная работа, и по нашей информации Вологодская область на фоне других регионов выглядит с наилучшей стороны.

- Каковы перспективы проведения данной работы в дальнейшем?

Дмитрий Тулин: В 2012 году вступил в силу федеральный закон от 28.02.2012 №8-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» и статью 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». В соответствии с ним органы местного самоуправления вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства. В сегодняшних условиях этот закон как нельзя актуален, так как с 2011 года в области прошло значительное сокращение штата сотрудников Росреестра, которые далеко не всегда и не во всех районах могут выезжать в поселения для проведения выездных приемов. Кроме того создаются многофункциональные центры (МФЦ), которые в перспективе будут проводить эту работу.

- То есть если человек хочет оформить в собственность, к примеру, построенный дом, ему нужно просто прийти в местную администрацию, а все остальное сделает работник администрации?

Сабина Каплевская: Да. С марта прошлого года органы местного самоуправления:

1) осуществляют прием заявлений граждан на проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства;

2) выступают заказчиками кадастровых работ на основании заявлений граждан;

3) подают заявления и другие документы о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства;

4) получают кадастровые паспорта объектов недвижимости (земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства) и другие документы и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся государственный кадастровый учет;

5) подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.

От гражданина при этом требуется обратиться в местную администрацию с документом, удостоверяющим личность гражданина, и с заявлением о проведении указанных выше процедур.

Кадастровые работы выполняются кадастровыми инженерами, и срок выполнения этих работ не регламентирован. Что же касается сроков предоставления государственных услуг, он известен – постановка на кадастровый учет 20 рабочих дней, государственная регистрация прав – 20 календарных. И, конечно, чем быстрей местная администрация подаст заявление от имени гражданина, тем быстрей он получит необходимый документ.

- Как организована эта работа у нас в области? Какие имеются проблемы? Справляются ли работники местного самоуправления?

Сабина Каплевская: Да, эта работа начата. За 2012-2013 год органами местного самоуправления принято на регистрацию 373 пакета документов. Среди лидеров – Сокольский и Верховажский районы. Однако в большинстве районов области эта работа не организована должным образом, а реализация ФЗ-№8 тормозится по различным причинам, в том числе, это недостаточная квалификация работников местного самоуправления.

- Предоставляют ли услуги по регистрации недвижимости многофункциональные центры, которые начали появляться на Вологодчине?

Алексей Макаровский: Да, действительно, в соответствии с указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до 1 января 2015 года организовать предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах.

Данная работа в области начата. На сегодня они созданы в г. Вологда, Никольском и Вологодском районах. В течение 2013-2015 годов необходимо дополнительно создать 25 МФЦ (в 24 районных центрах области и 1 в г. Череповец), а также открыть 174 окна приема документов в иных населенных пунктах области, с численностью населения свыше 1000 человек.

Мы надеемся, что открытие МФЦ в районах области также будет способствовать повышению эффективности проводимой в области работы по сокращению доли незарегистрированного гражданами имущества, пополнению местных бюджетов дополнительными налогами, повышению качества предоставления услуг населению.

Итоги работы выездной рабочей группы по оформлению прав на недвижимое имущество и сделок с ним в формате

«единого окна» в Бабушкинском районе:

За 2012 год:

650 пакетов документов, 20 выездов:

Тимановское сельское поселение – 2,

Березниковское сельское поселение – 2,

Демьяновское сельское поселение – 2,

Логдузское сельское поселение — 2,

Миньковское сельское поселение – 5,

Подболотное сельское поселение – 4,

Юркинское сельское поселение – 2,

Рослятинское сельское поселение – 1.

За 1 полугодие 2013 года:

205 пакетов документов, 9 выездов:

Демьяновское сельское поселение – 1,

Логдузское сельское поселение — 2,

Миньковское сельское поселение – 2,

Подболотное сельское поселение – 2,

Юркинское сельское поселение – 1,

Рослятинское сельское поселение – 1.

Материал подготовлен при поддержке управления информационной политики Правительства Вологодской области.

Материал подготовила Татьяна Бахарева.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>