Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого человека на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации. Задержка выплаты трудового вознаграждения нарушает ратифицированную нашей страной Конвенцию МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949 г.), установившую принцип, согласно которому быстрая и полная выплата заработной платы охраняется от противозаконной практики.
Государство со своей стороны обеспечивает контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы, применяя в необходимых случаях меры государственного принуждения в виде юридической ответственности к виновным лицам.
Просроченной задолженностью по заработной плате считают фактически начисленные работникам, но не выплаченные в срок суммы заработной платы. При этом сама заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Что же касается конкретных сроков выдачи, а также размеров аванса, то они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации). Заявление сотрудника о согласии получать заработную плату один раз в месяц является незаконным и не освобождает работодателя от ответственности.
И еще немного о сроках. Итак, при совпадении дня выплаты с нерабочим днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Отпускные в свою очередь выдаются не позднее, чем за три дня до начала отпуска. Между тем при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день его увольнения.
Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Ответственность в подобных случаях может быть дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат работодатель обязан выплатить их с учетом процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Причем проценты начисляются со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
При задержке или невыплате работодателем в установленный срок заработной платы работник вправе требовать возмещение морального вреда. Согласно ст. 237 ТК РФ причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя моральный вред подлежит возмещению работнику в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора между работником и работодателем факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Кроме этого, если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выдачи задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ).
При возникновении факта задержки выплаты заработной платы необходимо обратиться в Государственную инспекцию труда в Вологодской области по адресу: 160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, 19,тел.72-10-73, руководитель — Надежда Анатольевна Мокиевская.
Департамент труда и занятости населения Вологодской области.
Важно
Увеличены штрафы в сфере природопользования
«Поручение губернатора области Олега Кувшинникова об усилении мер по борьбе с браконьерством выполнено, — сообщил заместитель губернатора области Николай Гуслинский. — Законопроект, разработанный по инициативе главы региона, поддержан Государственной Думой РФ и президентом РФ Владимиром Путиным».
Напомним, ровно год назад губернатор области, анализируя сложную промысловую ситуацию на водоемах области, озвучил ряд поручений, касающихся борьбы с незаконным выловом рыбы, в частности, подготовить изменения в административное законодательство Вологодской области.
В рамках выполнения поручения губернатора области Олега Кувшинникова департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира совместно с областными парламентариями разработан законопроект о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Они касались увеличения сумм штрафов за нарушение Правил рыболовства. После принятия соответствующего постановления Законодательного Собрания области законопроект был направлен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Представители департамента также приняли участие в работе профильного комитета Государственной Думы в сфере природопользования и внесли предложение об увеличении сумм штрафов не только за нарушение Правил рыболовства, но и за нарушение Правил охоты.
Доработанный законопроект был принят Государственной Думой РФ на весенней сессии и подписан президентом Владимиром Путиным.
«Тот факт, что инициатива Вологодской области поддержана на самом высоком государственном уровне, подтверждает правильность вектора нашей работы в сфере природопользования, — отметил Николай Гуслинский. — И еще раз доказывает, что проблема актуальна для всей страны в целом. Ведь нелегальное использование биоресурсов несет ряд серьезных последствий как для окружающей среды, так и для региональной экономики. Сохранение рыбных запасов, ее легальная добыча позволят, в числе прочего, сохранить малый бизнес, занятый в переработке, и, безусловно, положительно скажется на социально-экономической ситуации в районах. Причем, повторюсь, во всех регионах страны, имеющих серьезный запас биоресурсов».
Таким образом, федеральным законом РФ от 7 мая 2013 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.33 и 8.37 Кодекса об административных правонарушениях» увеличены размеры административных штрафов:
- за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных — на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- за нарушение правил пользования объектами животного мира при осуществлении охоты — на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой;
- за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов — на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Закон вступил в действие 19 мая 2013 года.
Управление информационной политики Правительства Вологодской области.
Актуально
Спецстоянки: все по закону
Департамент дорожного хозяйства и транспорта завершил работу по подготовке документации, необходимой при осуществлении деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств.
Напомним, на департамент дорожного хозяйства и транспорта области возложены полномочия (закон области от 4 апреля 2013 года № 3028-ОЗ, постановление Правительства области от 27 мая 2013 года № 546) по заключению договоров с юридическими лицами и ИП на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств, утверждению порядка и ведения перечня специализированных стоянок, установлению размера платы за перемещение ЗТС на специализированную стоянку и его хранение на спецстоянке.
В рамках новых полномочий, которые вступили в силу с 1 июня 2013 года, приказом ДДХиТ от 31 мая 2013 года №71 утверждены формы документов, необходимых при осуществлении деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств. В процессе работы над проектом приказа департаментом проведен мониторинг документов и аналогичной работы в соседних регионах. Также, учитывая социальную значимость вопроса, было организовано обсуждение с общественностью. Все конструктивные замечания и предложения учтены. С 1 июня 2013 года все организации и индивидуальные предприниматели, изъявляющие желание на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств, могут обращаться в департамент дорожного хозяйства и транспорта области по адресу: г. Вологда, ул. Горького, 35.
Управление информационной политики Правительства Вологодской области.
Подготовила Алена Полуяхтова.