Старшеклассники должы знать, с кем мы воевали в Великую Отечественную войну

В народе говорят, что гора с горой не сходятся, а человек с человеком всегда могут встретиться. Так произошло со мной в сентябре этого года. По воле судьбы меня направили на долечивание в подмосковный санаторий ВМФ, где я встретился с человеком, с которым ряд лет служил в соединении подводных лодок Северного флота, а в 1962 году, в период Карибского кризиса, на одной подводной лодке около двух месяцев бороздил воды Саргассова моря в полной боевой готовности. И, конечно, в период между процедурами мы старались быть вместе, вспоминали о прошлом, о службе, которой мы отдали лучшие годы своей жизни, обменивались мнениями о настоящем положении дел в Вооруженных силах нашей страны. Мы с одобрением говорили об увеличении денежного содержания офицерам, что значительно повлияет на качество их службы, на повышение их ответственности за боеспособность возглавляемых ими подразделений, боевых частей и кораблей.

Наши мнения совпали и при обсуждении вопроса о продолжительности действительной срочной службы для юношей, достигших призывного возраста. На кораблях ВМФ, а на подводных лодках особенно, подготовить специалиста, который должен безупречно действовать на своем боевом посту, даже в темноте, за один год невозможно. Полноценным специалистом матрос становится на третьем году службы, которая в прошлом составляла четыре году, тем более что до назначения матроса на корабль он шесть месяцев проходил службу в учебном отряде. Для наглядности приведу пример из своей службы на подводной лодке.

Осенью (не помню, в каком году) наша подводная лодка выполняла учебно-боевые задачи в Северном море в условиях плохой видимости. Шли в надводном положении. Чтобы сохранить скрытность, радиолокацию включали на самое короткое время. Однажды по команде командира подводной лодки «Осмотреть горизонт» вахтенный радиометрист включил радиолокационную станцию и сразу тревожным голосом доложил на ходовой мостик: «Прямо по корме две цели, дистанция три кабельтова!» (кабельтов — 0,1 мили, или 185,2 метра). Вахтенный офицер командует: «Всем вниз! Стоп дизеля! Задраен верхний рубочный люк!» После команды «Принять балласт!» лодка за считанные секунды должна погрузиться минимум на 10-12 метров. А она в тот момент была недвижимой. Вахтенный инженер-механик понял, что не стравливается воздух из центральных балластных цистерн. Он мгновенно нырнул в четвертый отсек, открыл соответствующий клапан, и корабль стал набирать глубину. А через 5-6 секунд над нами прошли винты надводного корабля. Если бы случилась катастрофа, наше командование не узнало бы о месте, причинах и времени гибели нашей подводной лодки. Все это произошло потому, что молодой матрос, кок, увлекся своей работой и забыл про свою обязанность открывать клапан.

Конечно, мы этот случай разобрали со всем личным составом корабля, потребовали от каждого члена экипажа четких действий по выполнению команд из центрального поста.

Обсуждая тему продолжительности действительной срочной службы, мы с боевым товарищем пришли к выводу, что правительство, принимая решение о ее сокращении, считает, что лучше нанимать на военную службу контрактников. В ВМФ их величают сверхсрочниками, они подбираются из лучших специалистов. Может быть, это и правильно. Поживем, увидим.

В ходе всех наших бесед приходили с другом к выводу о том, что необходимо вести постоянную работу по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах России, по воспитанию у них чувств любви к Родине и ответственности за ее судьбу, это считается задачей особой важности. По нашему мнению, об этом должны постоянно помнить в школах, во всех других учебных заведениях. И, конечно, самое активное участие в этой важной работе должны принимать ветеранские организации.

Воспитанием молодежи озабочены наши государственные деятели. Так, президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в декабре 2012 года обратил особое внимание на духовное и нравственное воспитание молодежи. В Государственной думе при обсуждении закона «Об образовании» некоторые депутаты отмечали и недостатки в этом важном деле. Один из них в своем выступлении сказал: «…пять из десяти старшеклассников не знают, с кем мы воевали в Великую Отечественную войну…» Когда допрашивали главарей гитлеровского рейха на Нюренбергском процессе, двое из них сказали: «Мы проиграли войну не Красной Армии, а проиграли советскому учителю, который за десять лет сумел сделать немыслимое: подготовил патриотичного, грамотного, умного, стойкого, здорового солдата и командира» (см. газету «Советская Россия» от 18 октября 2012 года, стр. 2).

Мы говорили и о других вопросах из жизни нашего народа в настоящее время, в том числе о его духовном и нравственном состоянии. Осудили тех предпринимателей, которые, нажив капитал, вывозят его за рубеж, а не вкладывают в наше промышленное и сельскохозяйственное производство. Мы выразили взаимное сожаление о том, что за двадцать лет перестройки общественно-политической жизни в стране у народа не появилось ни одной песни, подобной «Катюше», «Нам песня строить и жить помогает», «Три танкиста», «Широка страна моя родная» и другим…

Павел Коптяев, капитан 1-го ранга в отставке, участник Великой Отечественной войны.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>