С поступлением в школу меняется весь уклад жизни ребенка. Многие первоклассники испытывают трудности в период адаптации к новым условиям, их нервная система быстро переутомляется. Чтобы это предотвратить, родителям необходимо еще до школы начать приучать ребенка к режиму дня, особенно это касается тех малышей, которые не посещали детский сад.
Правильный режим поможет первокласснику адаптироваться к школе, повысит его работоспособность и улучшит самочувствие. Составлять режим дня необходимо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его интересов. Основные составляющие режима дня это, конечно, сон, прогулки, подвижные и интеллектуальные игры, отдых, гигиена, прием пищи.
Итак, на что следует обратить внимание при составлении режима дня. Прежде всего, утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы собраться в школу. Поэтому будить малыша нужно за час – полтора до начала уроков, чтобы ребенок мог спокойно умыться, не торопясь поесть и т.д. Хорошо, если малыш с утра привыкнет делать зарядку, она поможет ему взбодриться.
Необходимо, чтобы завтрак малыша был питательным и богатым витаминами.
На дорогу в школу также должно быть отведено столько времени, чтобы малыш мог не спеша прогуляться и получить заряд свежего воздуха перед уроками.
На прогулку в течение дня необходимо отвести два — три часа. После школы ребенок нуждается в отдыхе. Если малышу уже задают домашнее задание, то на его выполнение у ребенка не должно уходить больше часа.
Не стоит перегружать первоклассника занятиями в секциях и кружках, 2-3 раза в неделю будет достаточно. Просмотр телепередач – не более часа в день, ведь это дополнительная нагрузка на зрение и нервную систему малыша.
Вечером необходимо отвести время на совместное времяпрепровождение – почитать вместе книгу, поиграть в развивающие игры и тому подобное.
И, наконец, отход ко сну. Хорошо, если маленький школьник ложится спать не позже десяти часов вечера. Продолжительность сна ребенка младшего школьного возраста должна составлять 10 – 11 часов.
Мы решили опросить первоклассников и их родителей о том, а знают ли они основные составляющие режима дня и их продолжительность. Опрос проводился в трех 1-х классах Бабушкинской средней общеобразовательной школы. Были опрошены 30 детей совместно с родителями, им была выдана следующая анкета:
1.Знаете ли вы, что такое режим дня?
А) да (30 человек)
Б) нет
2.За сколько часов до начала занятий необходимо вставать утром?
А) 1 — 2 часа (30 человек)
Б) 3 — 4 часа
3.Сколько времени должно отводиться в 1 классе на выполнение домашнего задания?
А) 1 час (26)
Б) 2 часа (4)
В)3 часа
4.Сколько раз в неделю первоклассник должен посещать секции, кружки и тому подобное?
А) Каждый день
Б) 4 — 5 раз
В) 2 — 3 раза (30)
5.Продолжительность сна ребенка младшего школьного возраста составляет
А) 7 — 9 часов (5)
Б) 10 — 11 часов (25)
В) не менее 12 часов
6.Во сколько первоклассник должен ложиться спать?
А) 20.00
Б) 21.00 (30)
В) не позднее 22.00
Таким образом, можно сделать вывод о том, что родители добросовестно и ответственно подготовились к воспитанию первоклассников. Молодцы, родители!
P.S. К составлению режима дня можно привлечь и ребенка. Малышу будет интересно вместе со взрослым оформить и украсить расписание, после чего нужно повесить режим дня в детской комнате, чтобы ребенок мог корректировать свою деятельность в соответствии с ним.
Татьяна Самыловская.