«Компьютер — наш друг или враг?»

Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали.

Д. Болдуин.

Мнения о пользе и вреде компьютера разделились

Просмотр фильмов и фотографий, прослушивание музыки, отправка почты, выуживание нужной информации из просторов Интернета, оформление текстов и таблиц, отдых за любимой игрой — со всем этим и многим другим справится любой современный компьютер. Очень нужный и удобный инструмент, согласитесь? И совершенно логично, что, облегчая жизнь себе, мы стремимся научить наших детей тому же.

Но мнения специалистов, изучающих влияние компьютеров на развитие детей, разделились. Одни выделяют минусы:

- отрывает от окружающего мира,

- способствует уходу в виртуальный псевдомир,

- нарушает формирование абстрактного мышления,

- снижает или исключает потребность в чтении.

Тревогу бьют медики: совмещение даже 2-3-часовой ежедневной работы за компьютером с уроками, спортом возможно только за счет сна и прогулок на воздухе.

Предположим, что друг

Компьютер, и это доказано, может стать помощником взрослого в обучении, воспитании и развитии ребенка. Самая простая видеоигра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость. Хорошая игра может даже помочь ребенку преодолеть робость, развить коммуникативные навыки (при условии последующего применения этих навыков в реальном общении!).

Сторонники положительного влияния развивающих компьютерных игр отстаивают позитивные эффекты. Заметим, речь идет не о любых играх, не о свободном блуждании ребенка по Интернету, а о действии развивающих игр при разумном ограничении времени. В то же время основные опасения родителей, педагогов, медиков относятся к неконтролируемому времяпрепровождению, неконтролируемому доступу к любым сайтам Интернета. Эти опасения небезосновательны.

Минусы умной машины

Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс, даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.

Родители испуганы возможной компьютерной зависимостью. Однако психологи не советуют разрушать естественную среду развития, наполненную высокими технологиями. Как известно, запретный плод сладок, и, скорее всего, ваш ребенок начнет наверстывать упущенное у приятелей, оставаясь у них в гостях до позднего вечера, или в отсутствии взрослых. Так что лучшее, что могут сделать родители в этой ситуации, — это постараться привить своему отпрыску правильное и спокойное отношение к компьютеру.

Правила работы на компьютере

Соблюдение этих несложных правил позволит вам сохранить здоровье ваших детей и одновременно открыть им мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

- Начинать знакомство ребенка с компьютером лучше, когда малыш уже хорошо читает, хорошо разговаривает. Он может раскрашивать раскраски на компьютере, играть в пазлы. Можно предлагать ребенку развивающие компьютерные игры, однако обычные, настольные, игры, конечно, предпочтительнее.

- Регламентируйте время пользования компьютером: для игр, работы, учебы. В этом вопросе вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств.

- Не оставляйте на первых порах ребенка за компьютером одного. Если играете, играйте вместе. Комментируйте игру, хвалите успехи ребенка. Такое живое включение в его интересы не только сблизит вас, но и продемонстрирует, что никакой компьютер не сможет заменить общение с реальным человеком.

- Замечайте, когда ребенок соблюдает ваши требования, при этом обязательно говорите о своих чувствах радости, удовлетворения. Так закрепляется желательное поведение.

- Не используйте компьютер как элемент воспитания в качестве поощрения за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры, хорошую оценку и т.д.

- Показывайте личный положительный пример: если родители разрешают сыну сидеть за компьютером не более часа в день, то и сами не должны играть по три-четыре часа.

Чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Очень полезно попросить помощи у младшего поколения, хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

Подготовила Татьяна Казунина.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>