Если ребенок живет в неблагополучной семье

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения. Иногда мы слышим: деструктивная семья, дисфункциональная семья, негармоничная семья, семья группы риска.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других.

При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).

Что же получается? Неблагополучная семья – это та семья, структура которой нарушена, где обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

К семьям с открытой формой неблагополучия относятся семьи с алкогольной зависимостью. Для них характерны:

- размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка;

- отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг;

- непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения;

- низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых;

- недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Какими могут вырасти дети в подобных семьях? Как правило, они:

- оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасный секрет семьи»);

- живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);

- ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);

- испытывают двойственное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном);

- наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей (это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям);

- испытывают страхи и тревожные предчувствия (страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дома);

- испытывают разочарования (родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им).

- слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей.

- испытывают оскорбления и унижения, насилие, так как пьющие родители теряют контроль над своим поведением;

- заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка;

- пониженная самооценка, недостаток самоуважения;

- жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить (от «Что, если б мой отец был всегда трезвым?» вплоть до мыслей о смерти родителей).

Не такую ли картину мы наблюдаем в нашем обществе? Посещая заседания комиссии по делам несовершеннолетних, отмечаешь, что более половины рассматриваемых дел – это беседы с родителями (а нередко и без них), не исполняющими должным образом обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей. В апреле текущего года, например, шестеро родителей совершили административное правонарушение и были привлечены к ответственности на основании статьи 5.35 КоАП РФ. Вот что можем прочитать в протоколе заседания КДН: «на момент проверки гражданин (отец) находился в состоянии алкогольного опьянения, распивал спиртные напитки у посторонних людей, взяв с собой малолетнего сына», также на момент проверки в другом доме «антисанитарные условия, грязно, везде разбросан мусор и вещи, отсутствуют условия для сна и отдыха детей, постельное бельё отсутствует, еда не приготовлена, продукты питания отсутствуют, дети грязные, неумытые, одежда у детей грязная». И далее: «Мать на момент проверки находилась в состоянии алкогольного опьянения, в ночь с 24 на 25 марта 2011 года отсутствовала дома, распивала спиртные напитки, ребёнок в это время находился под присмотром бабушки, так как в период с 09.03.2011 по 28.03.2011 женщина отсутствовала по месту жительства. Безусловно, существует причинно-следственная связь между, например, алкоголизмом родителей и проблемным поведением и нарушениями развития у детей (это проявится во время учебы в образовательном учреждении). Мы не можем изменить тяжелое прошлое семьи (алкоголизм нескольких поколений, тюремные заключения, разводы, смерти, тяжелые болезни)… Все это уже произошло и наложило отпечаток на поведение всех членов неблагополучной семьи. Но работать с такими семьями нужно, не только искать и устранять причины проблемы, но и использовать ресурсы семьи. Их бывает трудно увидеть; не всегда бывает сразу понятно, как их можно использовать. Это могут быть незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, сохранные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями, ресурсами могут быть и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться. Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию (материальные ресурсы, помощь в трудоустройстве, эмоциональное принятие, своевременная медицинская или психологическая помощь). Работники социальной сферы нашего района – соцзащиты, комплексного центра социального обслуживания населения, медработники, психологи и педагоги стараются оказать своевременную помощь отцам и матерям, их детям. Бывают случаи, когда семьям удается помочь, но чаще всего специалисты системы профилактики наталкиваются на непонимание и озлобленность со стороны взрослых и, тем не менее, стараются добиться реальных положительных результатов.

Татьяна Казунина

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>