Нет мне ответа…

Предлагаем вашему вниманию новую рубрику: «Читаем о войне». Если у вас есть любимая книга, посвященная Второй мировой, и интересные размышления по поводу ее содержания, — пишите, расскажите нашим читателям о ней.

 Виктор Астафьев… По-народному прямолинеен, по-русски раздумчив и совестлив. Человек, чьё назначение на Земле изначально оправдано: сибиряк-таёжник, фронтовик и писатель-мыслитель, чьим пером водила не жажда популярности, славы, но извечная потребность постичь русскую душу.
Логотип Победа_opt

Всё, что написано Астафьевым, — настоящее! Это не просто «литература»! Это не псевдонародное чтиво, а раздумье — подчас горькое, порой лирическое, иногда ироничное- над своей судьбой, которую писатель никогда не мыслил вне судьбы народной. Вся проза Астафьева видится автобиографичной в какой-то мере. Наверное, именно поэтому так понятен и близок мне этот писатель. Однако писатель-фронтовик оценивается нами прежде всего по тому, что и как он сказал о войне…

«Покой был на земле и в посёлке. Спали люди. И где-то в чужой стороне вечным сном спал орудийный расчёт, много орудийных расчётов. Отяжелённая металлом и кровью многих войн, земля безропотно принимала новые осколки, глушила в себе отзвуки битв»…Сергей Митрофанович, герой рассказа «Ясным ли днём», потерял на войне ногу, был тяжело контужен, но вынес из войны много важных уроков. Несмотря на увечье, он нашёл себе дело, а самое главное- не сломался, не поддался слабости, не озлобился на судьбу. Он обладает талантом любить людей, жизнь, красоту. С ним рядом тепло людям: жене, тёще, соседям и просто случайным знакомым. Сохранить живую душу на войне – великое счастье, и счастьем этим герой дорожит. И хоть всю оставшуюся жизнь «будет по нему ходить война», Сергей Митрофанович не устанет подсказывать людям, что «солнце на всех одно». Будет в нём жить война, конечно, будет! Но как он ценит этот мир, который открывал заново после контузии! Как любит и жалеет молодых, тревожится за них, радуется хорошему.Как трепетно хранит семейное своё счастье…

Виктор Астафьев о войне писал без ложного пафоса, без того «глянца», к которому мы привыкли. О настоящем подвиге кричать не надо, а война, увы, складывается не из одних подвигов. Это прежде всего жестокая и страшная обыденность, к которой привыкаешь. Человек так устроен, что умеет притерпеться ко всему, что НАДО пережить. Боль, и лишения, и неразбериху, и перевес противника, и страх ежеминутно быть убитым или изувеченным. Сашка Лебедев (рассказ «Сашка Лебедев») умеет быть нужным людям, и это помогает ему превозмочь собственную боль, победить свои страдания. Он «идёт по войне» легко, и своим примером, своим участием в жизни солдат помогает им.Какой ненавязчивый урок нравственности!

Проходит человек через войну, переживая много тяжёлых потерь. И чем потери горестнее, чем глубже ранят они сердце, тем меньше остаётся в этом сердце места для подлости, нечестности, нечистоплотности душевной. Именно так воспринимается мною военная проза Виктора Астафьева. Не в одном произведении звучит мысль: война открывает в человеке и самое плохое, и самое хорошее. Если с « гнильцой» человек, рано или поздно она себя проявит: либо трусостью, малодушием, либо – предательством и мародёрством. Как бы ни чудовищно это звучало, но война – это лучшая школа, высшими отметками которой могут быть честь и бесчестие, жизнь и смерть…

«Ей часто снился один и тот же сон: поле подсолнухов, бесконечное, жёлтое, радостное. Но вдруг стиснет горло во сне, зайдётся сердце, застонет Фаина не просыпаясь, всхлипнет немо и мучительно. Это она видит, как с подсолнухов валятся головы рябыми лицами вниз, стрижеными шершавыми затылками кверху…Ночами снятся вдове нерождённые дети». Эти строки из рассказа «Тревожный сон» пронзительны по своей сути. Ведь смерть на войне, по мнению автора, страшна тем, что «убивает», долго и мучительно, родных и близких солдата. Чаще всего война не даёт возможности человеку что-то исправить в своей жизни. Вот как случилось с Андреем Колупаевым, героем рассказа «Передышка». Он, муж и отец, очень толковый шофёр, которым восхищалась вся часть, влюбился! (кстати, тема любви на войне у Астафьева не «запретная», а очень по-отечески мудрая и душевная). И вот в самом конце войны, когда Андрей, давно уже принявший решение вернуться домой, к жене и детям, но всё же мечтая о несбыточном счастье с любимой женщиной, погибает, читатель не может не услышать автора. Война безжалостна и беспощадна – нет, она неумолима! Именно на войне человек перешагивает рубеж, за которым начинается Вечность. И НИЧЕГО, и НИКОГДА…

Любой рассказ Астафьева о войне – это чья-то жизнь, которую видишь не глазами писателя-моралиста, а « проживаешь» с благодарностью автору за его неистребимую веру в русского человека, в его нравственно здоровую природу. И нет такой беды, что не одолеют всем миром. И нет той вины, которой не простят раскаявшемуся. «Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения заслуживает,- незлопамятные»,- говорит герой рассказа

« Солдат и мать». Отверженная односельчанами женщина и живёт одной надеждой, что когда-нибудь люди смогут её простить за сына-предателя. И чувствуется, что автору важно не осудить, не заклеймить – важно понять глубину переживаний героини.

О рассказах писателя можно говорить много, но лучше сказать о том, что их объединяет. Это очень простая и в то же время глубокая мысль: война – это жизнь в несколько ином «измерении». Здесь те же человеческие ценности, однако всё предельно обострено. И всё же у человека и на войне есть выбор. А каким он будет – зависит от самого человека.

Мы — поколение, не знающее войны. Какой мы её узнаём, зависит не только от таланта писателей фронтовиков – зависит от их совести. От того, что вынесли из войны они. «Большое видится на расстоянии»… Сказано С.Есениным не о войне, а как точно, как правильно! Чем дальше война, тем детальнее, тем неприглядней, тем глобальней! И не только в жанре дело (я говорю о романе «Прокляты и убиты»). Фронтовики, ушедшие из жизни в семидесятых, «унесли» совсем другие воспоминания о войне. Поэтому огромный груз ответственности лежит на тех, кто возродил тему войны в девяностые. Я хорошо помню из своего детства праздники Девятое мая. Фронтовики посёлка собирались за столом, наливали водку в стаканы, вставали и молча выпивали. На столе стояла мятая алюминиевая кружка, накрытая куском чёрного хлеба…Второй тост был «За Родину! За Сталина! Ура!» Это повторялось из года в год. Наверное, это – убеждение в святости и непоколебимости правоты, правильности того, что они пережили на войне? Виктору Астафьеву была дарована возможность (или тяжкое испытание?) переосмыслить войну. И у нас сегодня нет морального права судить писателя: так ли он показал её. Не слишком ли много в его «войне» натурализма, не слишком ли груб его язык, нужно ли нам знать о ТАКОЙ войне? Думаю, необходимо! Ибо война – прежде всего правда. А правда часто горчит…

Война «перемалывает» человека, делает его совершенно другим. А если ты не перестал думать о цене Победы, не утратил памяти о тех, кого потерял в страшные военные годы, не поддался самодовольному благодушию — ты оказался сильнее войны. В.П. Астафьев был человеком с мятущейся душой. Она не давала писателю жить вольготно и беспечально, а заставляла искать ответы на трудные, порой неразрешимые вопросы. Наверное, теперь душа успокоилась…Но как только открываю я книгу Астафьева, словно слышу его глуховатый голос, несущий мудрое, правдивое Слово. Поверьте, люди, этому Слову! Ведь в нём – правда о жизни, о войне, о любви и святой памяти народа.

Ирина Порошина,

д. Тиманова Гора.

 

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>