Куклы нашей семьи

(игровые куклы 50-х, 80-х годов XX века)

С такой работой на районной олимпиаде «Мир через культуру» выступала Екатерина Оборина из Бабушкинской средней школы. Она представляла свое исследование в секции «Народная мудрость» (фольклор и этнография). Научным руководителем Кати была Елена Сергеевна Сысоева, директор МБУК «Бабушкинский ЦТНК». Предлагаем читателям познакомиться с работой ученицы.

Валентина Васильевна Оборина.

Коллекционер предметов старины

В селе им. Бабушкина с 1999 года работает муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр традиционной народной культуры Бабушкинского муниципального района» (МБУК «Бабушкинский ЦТНК»). Главная цель учреждения — сохранение, восстановление и передача подрастающему поколению локальных традиций Бабушкинского района.

С 2002 года в ЦТНК ведётся сбор предметов старины. Коллекции постоянно пополняются.

Экспонаты поступают в результате комплексных экспедиций или от частных лиц. Среди экспонатов находится кукла, сделанная моей бабушкой Валентиной Васильевной Обориной, 1947 г.р. Эта «находка» и побудила меня заняться изучением и изготовлением лоскутной куклы.

К сожалению, старшее поколение, владеющее техниками пошива лоскутных кукол, воспоминаниями из детства, неумолимо уходит из жизни, и актуальность работы состоит в том, чтобы зафиксировать, восстановить и сохранить технологию изготовления кукол.

Цель работы — собрать информацию, получить знания и освоить технику изготовления лоскутных кукол от первоисточника.

Возврат к игрушкам предков

В последнее время возник большой интерес к традиционной тряпичной кукле. И это неспроста. Психологи заговорили о возврате к игрушкам наших предков, потому что в процессе «создания» куклы ребенок идет от простого к сложному и получает её в результате собственных усилий. Это закладывает в ребенке желание трудиться и развивает цветовые ощущения при подборе нарядов для кукол.

В рамках школьной программы курса «Истоки» осенью 2009 года была проведена заочная детская экспедиция «Народные игры и игрушки». Благодаря обучающимся и педагогам Бабушкинской средней школы, родителям удалось собрать ценную информацию. Было собрано и обработано 75 анкет, составлен реестр, по которому и строилась дальнейшая работа. Кроме этого, ребята совместно со старшими сшили восемь кукол, которые вошли в коллекцию центра.

В экспедицию за куклой

Первая тематическая экспедиция по сбору материала, связанного с куклами, состоялась в марте 2010 года. В состав вошли — Майя Анатольевна Сысоева, народный мастер России, сотрудник Череповецкого музейного объединения «Усадьба Гальских», Елена Сергеевна Сысоева, мастер народных художественных промыслов Вологодской области, директор ЦТНК. В ходе экспедиции удалось поработать с 12 респондентами, проживающими в с. им. Бабушкина, и собрать 10 кукол.

В результате поиска информации по куклам встретились различные конструкции изделий — от самых древнейших до современных. Наиболее архаичные показала Мария Арсентьевна Медведева, 1941 г. р., уроженка деревни Козлец Логдузского сельского поселения. Это простейший способ изготовления куклы методом скручивания ткани для тела в столбик, как у «младенца», так и у «девочки». У «мамы» узелковая голова вокруг концов, которой намотана ткань, дающая тело, — столбик и две узелковые груди, хвостики которых образуют слегка выпуклый животик. Сарафан привязывается крестообразно на груди. Под грудью повязывается передник. Всех трех кукол, сделанных Марией Арсентьевной Медведевой: «маму», младенца и девочку — объединили в «семью».

Мария Васильевна Пятовская (в девичестве Ординарцева), 1934 г.р., из хутора Вохтома Чухломского района Костромской области (это пограничье двух областей — Вологодской и Костромской — примерно 10 км от нашего района) проживает в селе им. Бабушкина с 1955 года. Под контролем Марии Васильевны сделали тело куклы, похожее на предыдущую куклу «маму». Голова — узелок, тело — скрутка, но уже с пришивными волосами и лицом, нарисованным информантом. Кукла одевается в прошивной костюм – парочку. Или другой вариант – кукла в сарафане.

Екатерина Дмитриевна Томилова, 1927 г.р., родом из деревни Дьяково, Верховинского сельсовета, показала переходную конструкцию, когда появляются руки, пришитые у линии шеи, и ноги, пришитые по краям внизу туловища.

У следующих образцов выявилась традиция тряпичных кукол конца 40-х начала 50-х годов, сложившаяся для нашей территории. Руки пришиваются ниже линии шеи, имитируя плечи, а ноги — со смещением к центру, имитируя бедра. Это кукла Маргариты Сергеевны Цивилевой (в девичестве Бабушкина), 1941 г.р., постоянно проживающей в селе им. Бабушкина. Плоскосложенная, шитьевая кукла-девочка, по этой же технологии шили и куклу — мальчика. Лица нарисованы. У девочки пришита кудель, у мальчика волосы обозначены штриховкой. Маргарита Сергеевна подобрала нам одежду для кукол.

Интересным способом изготовлена кукла из сена у Александры Алексеевны Заузольцевой (Путиловой), 1947 г.р., из деревни Бор Тотемского района). Женщина переехала жить в наш район в 1965 году. Она рассказала, что в детстве они делали таких кукол из соломы. Сначала изготавливается узелковая голова из сена и далее вставляется и пришивается в тело куклы, которое сформировано с помощью клочка сена и обшито тканью. Руки и ноги – жгутики из сена, также обшиты тканью и вшиты в тело. У куклы подчеркнута талия. Высота куклы 23 см. Таким же образом прошивались «папа» и «мама», только выше на голову до 30 см. Волосы у куклы – кудель, лицо нарисованное.

Анна Алексеевна Оборина (Шестакова) из с. им. Бабушкина, 1934 г. р., место рождения — деревня Дьяково Верховинского сельсовета Бабушкинского района, нарисовала крой большой куклы, которую ей в детстве сшила мама. Под её руководством мы полностью прошили её. Она единственная из всей коллекции одета в сарафан на лямках. Лицо нарисовано, волос нет.

Валентина Васильевна Оборина, 1947 г. р., родилась и проживает в селе. Ее кукла набивная, сшитая ею лично. Оригинально пришиты руки и ноги со стопой. Кукла одета в платье и в душегрею, короткую кофточку – безрукавку. Лицо нарисовано, волос нет.

По итогам проведённой работы были опубликованы две статьи в районной газете «Знамя». Анализ также показал, что не все респонденты проживали в нашем районе.

Поездки в Подболотье и Тиманово

Вторая полевая экспедиция состоялась в апреле 2012 года в прежнем составе. Проходила она в Подболотном сельском поселении. В ходе экспедиции побывали в шести населённых пунктах — деревнях Безгачиха, Подболотье, Кокшарка, Скоково, Дудкино, Заборье, поработали с 17 респондентами, собрали 14 кукол.

Экспедиция была результативна, и было принято решение о продолжении сбора информации в данном поселении. Следующий выезд был организован уже в сентябре 2012 года в Подболотное и Логдузское сельские поселения. В состав группы добавилась Светлана Витальевна Летовальцева, народный мастер России. Побывали в пяти населённых пунктах – деревнях Ляменьга, Козлец, Кокшарка, Подболотье, опросили 9 респондентов, собрали 5 кукол. По окончании экспедиции на базе ЦТНК состоялся мастер-класс по пошиву реплик (копий) на экспедиционные куклы.

Последний полевой выезд состоялся в Тимановское и Миньковское сельские поселения в июле 2013 года в прежнем составе из трёх человек. В ходе экспедиции было собрано 13 образцов этнографических кукол у 10 респондентов.

Необходимо отметить, что сбором информации о куклах в нашем районе занимались и другие исследователи. Несколько раз у нас были учёные из Санкт-Петербурга, Вологды. В своей работе они пользуются «Вопросниками», в которых отражены тематические вопросы.

Коллекция кукол в ЦТНК

На данный момент на учёте в «Коллекции этнографических кукол» организации стоит 62 экспоната. Большинство из них можно отнести к кукольной традиции 40-50-х годов XX века. По итогам прошедших экспедиций выпущено несколько буклетов и брошюра.

В ЦТНК весь 2010 год был посвящен этнографической кукле. Занимаясь проектом «Этнографическая кукла Бабушкинского района» с народным мастером России Майей Сысоевой, в одной из совместных экспедиций мы выяснили, что образ костюма прослеживается и в одежде кукол. Оказывается, девочки, одевая тряпичных куколок, шили для них сарафаны или парочки. Сейчас в Центре их шьют как сувенирную куклу Бабушкинского района.

В 2010 году сотрудники Центра создали коллекцию кукол в традиционной одежде из тканей собственного производства: пестряди, ремизного полотна, браного ткачества. И благодаря Г.П. Парадовской в ноябре 2010 года они побывали на одной из выставок в Лондоне. Куклы пользуются большим спросом. Времени на их создание идет много, но настоящие ценители готовы приобретать их за любые суммы.

ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

50-х, 80-х годов

XX века

Куклы нашей семьи

В каждой семье из поколения в поколение дети играют в куклы. В нашей семье тоже играли с куклами. Из воспоминаний своей бабушки Валентины Васильевны Обориной я узнала, что её куклы были в основном тряпичные, их делали сами, помогали обычно взрослые.  Бабушка вспоминает: «Кукол делали зимними вечерами, так как летом ходили на сенокос и ягоды собирать. Меня шить научила моя бабушка, Глафира Степановна Шумова (1858-1966 гг). Кукол кормили с ложечки, давали им имена, пели им колыбельные, например, такие:

Баю баюшки-баю,

Живет барин на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горенка ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят.

Каша масляная,

Ложка крашеная.

Бай, бай, бай.

Одежду делали из тех тряпочек, которые давала мама. Обычно кукла была в одном платье, но если находили еще один кусочек ткани, то делали еще один наряд. Куклам лица рисовали: глаза, рот, нос, щеки. Губы и щеки красным карандашом, остальное черным карандашом. В куклы я играла с соседскими девочками-подружками — с Надеждой Егоровной Бабушкиной (на два года младше), с Татьяной Михайловной Шананиной (на год старше). Играли вечером, днем была в садике «Василёк». Летом играли во дворе дома. Играла до семи лет».

Время шло вперёд. На смену тряпичным и бумажным куклам пришли гуттаперчевые, а позднее пластмассовые. Моя мама, Надежда Алексеевна Оборина, играла уже пластмассовыми куклами в красивых платьях и с шикарными синтетическими волосами. Вот как она вспоминала о своём детстве: «У меня было 10-15 кукол, но самой любимой была кукла Рита, так как она была самой большой. Утром и вечером я доставала небольшой сундучок, где хранилась вся ее одежда и переодевала куклу. Всю одежду я шила сама. У меня была игрушечная швейная машинка, она шила в одну нитку, но по-настоящему. Летом еду Рите я делала из песка и листьев, а зимой из бумажек. Куклу кормила обычной столовой ложкой. Все мои куклы имели имена, они были написаны на коробках, в которых продавались. Если имени на коробке не было, то я сама придумывала их — Катя, Надя, Маша. Они у меня «ходили в садик», а по вечерам я укладывала их спать. У меня даже были сшиты матрасик и подушка. В куклы я играла одна или со своей подругой Натальей Владимировной Мезеневой. В кукол играла дома, а иногда на улице, играла вечером, т.к. днем была в садике. До двенадцати лет я играла в куклы».

Я, как и все дети, тоже любила играть в куклы. Когда я ходила в начальную школу, нам предложили поучаствовать в конкурсе, где необходимо было сшить кукол. Для конкурса я шила их совместно с бабушкой и мамой. Они всегда получались «живыми», т.к. в них было вложено тепло наших рук. У каждой новой куклы был свой неповторимый характер, своя индивидуальность, что является отличием от покупных штампованных кукол.

Изготовление лоскутной куклы

Сегодня интерес к народному творчеству растёт год от года. Знакомство с куклами наших предшественников позволяет познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа. Это и народный костюм, и колыбельные песни, и традиционные игры. Мне всегда было интересно, чем и как играли в нашей семье.

В летние каникулы мы с бабушкой собрались сшить куклу по старинным технологиям. Приготовили лоскутки (хлопчатобумажные кусочки ткани), нитки, иголки, ножницы. И для меня начался завораживающий процесс рождения новой куклы.

Сначала была выбрана ткань, из которой будет изготовлена кукла. Для туловища мы взяли белый материал, а для сарафана и платка – цветной. После того как бабушка выбрала ткань, я разрезала её на кусочки разной величины. Четыре кусочка были примерно одинаковой длины и ширины, они пошли на изготовление рук и ног. Из самого большого кусочка бабушка начала шить тело. Сначала бабушка сшила что-то наподобие продолговатого мешочка. Набила одну четвертую этого мешочка ватой и туго перевязала ниткой — это будет голова куклы. Затем она набила весь мешочек с головой ватой и зашила внизу. Так появилось тело куклы. После этого бабушка приступила к изготовлению рук и ног, а я начала рисовать кукле лицо. Я нарисовала кукле глаза, рот, нос и челку. Затем мы с бабушкой набили ручки и ножки куклы ватой. Пока бабушка пришивала руки и ноги к туловищу, я сделала свою маленькую куколку. Я сшила небольшой мешочек и набила его ватой. Нарисовала лицо кукле и запеленала её. К этому моменту бабушка уже пришила кукле ручки-ножки и даже успела одеть ее в сарафан и завязать платок. Наши куклы были готовы.

Весь процесс «рождения» куклы я сфотографировала. Материал передала в ЦТНК и оставила для себя.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Все куклы из коллекции Центра позднего периода относятся к 40-50-м годам XX века. Все выполнены из тканей. По двум образцам разработаны сувенирные куклы. Прошито несколько реплик.

2. Зафиксированы колыбельные песни, индивидуальные и коллективные игры с куклами.

3. Дано описание технологии пошива лоскутной куклы.

4. Изготовлены две игровые куклы.

Значимость представленной работы состоит в зафиксированной исторической ценности игровой кукольной традиции середины прошлого века.

Во время сбора информации о куклах нашей семьи мне удалось записать колыбельные, которые пели для меня, когда я была совсем маленькая, установить, что моя мама играла уже покупными пластмассовыми куклами. А моё детство прошло с американскими куклами «Барби» и «Кен». Изучая литературу, я выяснила, что тряпичная кукла — один из древних видов декоративно-прикладного искусства, украшавшего и оберегавшего быт людей. Она не вредна для здоровья ребёнка, т.к. сделана из хлопчатобумажных и льняных тканей, чего нельзя сказать о покупных пластмассовых куклах.

Результатом моей работы стала  кукла,  сшитая под руководством моей бабушки с соблюдением  технологии изготовления  традиционной тряпичной куклы. Пройдут годы, и я для своих детей сошью куколку из мягких тряпочек, чтобы доставить им радость и вернуться в своё далёкое детство…

Екатерина Оборина.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>