Если хочешь быть, укрупняйся!

Процесс объединения сельских поселений в области продиктован самой жизнью

Помните, чем заканчивается бессмертный сатирический роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»? Один из главных героев, Киса Воробьянинов, в поисках стула с запрятанными в нем сокровищами попадает в клуб железнодорожников и узнает от сторожа, что бриллианты, которые он так долго искал вместе c Остапом Бендером, все-таки нашлись, и на них и выстроен этот самый клуб.

Идское поселение планируется присоединить к Миньковскому в 2015 году.

«Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную.

Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но его нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям».

Глава Кич-Городецкого района Александр Иванович Летовальцев бриллиантов в стульях не находил, однако за последние два года готовится к открытию уже второго дома культуры с библиотекой. Согласитесь, для нынешних «оптимизационных» времен факт крайне удивительный. В большинстве районов многие дома культуры находятся на грани закрытия по причине своей ветхости, а в Кич-Городке все наоборот.

Откуда деньги?

Что же стало тем благодатным источником, который позволил местным властям заняться строительством новых ДК без оглядки на бюджетный дефицит?

Секрет открывается просто. Этим источником средств на социальные объекты послужили деньги, которые прежде расходовались на содержание административного аппарата в многочисленных поселениях. Александр Иванович Летовальцев стал первым среди руководителей районов, кто без всякого понуждения сверху, а исходя из здравых размышлений, сократил число сельских поселений в Кич-Городецком районе, а вместе с ними и администрации. Причем заслуга его как раз в том, что это сокращение он провел самым что ни на есть кардинальным образом.

Если на 1 января 2012 года в районе числилось 13 сельских поселений, то уже к середине 2013 года их стало всего три!

Почему он это сделал?

У Летовальцева на этот счет есть короткий и четкий ответ.

Во-первых, как ни крути, а число людей в сельской местности заметно убывает.

Во-вторых, стал чувствоваться острый кадровый голод при подборе грамотных специалистов в администрации.

В-третьих, в силу экономических причин начали снижаться доходы бюджета.

Жизнь заставила вновь вспомнить старую простую истину: выживать вместе значительно легче, чем по отдельности.

Не числом, а уменьем

Давайте отмотаем ленту истории лет на 10 назад и посмотрим, как стартовала и к чему привела реформа местного самоуправления в Вологодской области. Результатом ее после принятия в 2003 году основополагающего федерального закона № 131, регулирующего функционирование системы местного самоуправления в России, стало образование в нашем регионе уже к 2005 году 372 муниципалитетов, в число которых вошло 26 районов, 2 городских округа Вологда и Череповец, 22 городских и 322 сельских поселений.

При этом каждый муниципалитет получил право на формирование собственного бюджета и штата муниципальных служащих.

Впрочем, довольно скоро стало понятно, что правильная в общем-то идея вплотную приблизить местную власть к нуждам населения была реализована, как это обычно у нас получается, без учета баланса желаний и возможностей. Главная ошибка заключалась в том, что при формировании поселений не учитывался их экономический потенциал.

Быстрый рост числа полномочий, то есть количества вопросов, за которые должен отвечать муниципалитет, оказался не обеспечен реальными финансами. Ответственности прибавилось, а деньги те же, грустно разводили руками представители местной власти.

Повис в воздухе и один из главных вопросов реформы: а какое количество чиновников, а соответственно и средств на них, необходимо, чтобы обеспечить и грамотное управление территорией, и максимальное удовлетворение запросов людей.

Область поневоле начала процесс сокращения поселений. Но очень медленный и малорезультативный.

В итоге к 2014 году мы подошли с неутешительными результатами. На фоне остальных 9 регионов Северо-Западного федерального округа мы стали рекордсменами по количеству муниципальных образований. А по числу муниципальных служащих, которое составило 3570 человек, вошли в тройку лидеров.

Мало того, скрупулезный финансовый анализ позволил сделать вывод, что львиная доля денег во многих поселениях тратится не на решение первоочередных нужд, а на содержание административного аппарата.

Возьмем для примера сельское поселение Шейбухтовское Междуреченского района. Доходы его бюджета за 2014 год составили 3,8 млн. руб. При этом собственных средств было собрано всего 527,5 тыс. руб., то есть 13,6%. Все остальные деньги поступили из района, области и федерации, чтобы поселение смогло выполнять свои обязательства перед населением.

Однако пошли ли они непосредственно на нужды поселения? Тут нас ждет сильное огорчение. Расходы на содержание администрации – а это и зарплата, и отчисления во внебюджетные фонды, и обеспечение деятельности муниципальных чиновников – составили ни много ни мало 2 с небольшим млн. руб. То есть половину глубоко дотационного бюджета поселения.

Ровно такая же ситуация в Шелотском сельском поселении Верховажского района. Даже суммы доходов, расходов и трат на административный аппарат схожи чуть ли не до рубля! Вот и ответ на вопрос, почему администрация Шелотского поселения так и не сумела изыскать деньги на многие проблемы, хотя бы на то же межевание земельных участков.

И таких примеров, как с Шейбухтовским или с Шелотским сельскими поселениями, по Вологодской области наберется не один десяток.

Законный вопрос: не правильнее ли было бы направить эти деньги на решение первоочередных вопросов населения? Ответ напрашивается сам собой.

Логично выглядит, что в этой ситуации губернатор области О.А. Кувшинников рекомендовал главам муниципалитетов пересмотреть расходы на муниципальное управление за счет оптимизации штатной численности муниципальных служащих, в том числе путем объединения и укрупнения существующих сельских поселений.

По труду – и оплата

Но не только избыточность чиновников, как показало время и практика, явилась причиной для пересмотра расходов на содержание административных аппаратов поселений. В ноябре 2013 года в Суздале прошел первый Всероссийский съезд муниципальных образований, главным итогом которого стало обращение делегатов к Президенту России В.В. Путину помочь в решении двух главных зол муниципальной реформы: во-первых, четко разграничить зоны ответственности между местными, региональными и федеральными властями, а во-вторых, сбалансировать расходы и доходы бюджетов.

Перемены не замедлили себя ждать. Уже к лету прошлого года были приняты изменения в федеральный закон № 131, главной особенностью которых и стало конкретное перераспределение полномочий между различными уровнями муниципальных образований. У сельских поселений их значительно убавилось.

Так, по решению Законодательного собрания Вологодской области с 1 января 2015 года за сельскими поселениями было закреплено 19 вопросов местного значения. В два раза меньше, чем было до этого!

Соответственно сократились и расходы. Поэтому с 1 января 2015 года областные власти уменьшили денежные нормативы на функционирование поселковых администраций.

Зато значительно прибавилось ответственности у районов за счет расширения зон ответственности, которые перешли к ним от поселений. Но здесь было принято решение штаты чиновников не раздувать, а наоборот даже подсократить.

Вместо чиновников дома культуры

Вернемся к опыту Кич-Городецкого района, о котором мы заговорили в самом начале. Стало ли хуже его жителям от того, что вместо 63 муниципальных служащих, числившихся в 13 поселениях, управленческими вопросами теперь ведают 43? Вряд ли. Во всяком случае, жалоб по поводу нехватки чиновников от населения не поступает.

Рабочая группа, которую сформировал глава района на время укрупнения, подсчитала не только разовый экономический эффект, но и составила планы на перспективу.

Были систематизированы и учтены проблемы всех объединяемых территорий, расставлены приоритеты по их решению. Люди не скрывали своего беспокойства: а будут ли выполняться обещания, вернутся ли сэкономленные на чиновниках деньги на их территории в виде ремонтов, новых социальных и хозяйственных объектов… Останется ли в конце концов возможность получать необходимые справки и консультации.

Сегодня можно уверенно сказать, что для всех этих проблем были найдены решения. Для обеспечения постоянного контакта с новым административным центром и решения текущих вопросов в бывших поселениях на постоянной основе работают представители поселковой администрации.

Рачительнее стали и в хозяйственных вопросах. Поняли, что вместо капремонта старых домов культуры – огромных, невероятно затратных в эксплуатации – выгоднее построить компактный и единый социокультурный центр. Благо и деньги появились. В 2013 году такой центр, объединяющий дом культуры и библиотеку, открылся в деревне Плоская бывшего Плосковского, а ныне Кичменгского сельского поселения.

И вот уже скоро – 90% готовности! – откроется дом культуры с библиотекой в селе Шонга бывшего Шонгского, а ныне Городецкого сельского поселения.

На сэкономленные ресурсы, утверждает Александр Летовальцев, удалось решить еще много других более мелких, но крайне важных для жителей Кич-Городецкого района проблем.

* * *

Добавим, что Правительство области в свою очередь разработало существенный стимул для объединяемых поселений. В течение трех лет им гарантировано перечисление такого объема денежных средств, который полным рублем восполнит бюджеты сокращенных при объединении поселений. При этом деньги будут выделяться на условиях обязательного расходования 70% на нужды укрупненного поселения, и лишь 30% можно будет направить на заработную плату административного аппарата.

Ну, а что вы выбираете в итоге? Заботу о судьбе чиновников или о судьбе своей малой родины?

Павел Семенов.

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>