Подрастающее поколение волнуют прошлое, настоящее и будущее малой родины

Старинные рушники, изделия из бересты, вологодское кружево, история почтовой связи нашего райцентра, превращение гусеницы в бабочку — об этом и многом другом шла речь в исследованиях школьников-юных ученых нашего района. 20 января в Бабушкинском центре дополнительного образования детей состоялась районная краеведческая научно-практическая конференция «Мир через культуру».

снова девочка.tifВладислава Власова знакомит жюри со старинными предметами быта, сделанными из бересты.

«Удачи вам в научных исследованиях»

Именно это пожелание Натальи Шишебаровой, старшего инспектора дополнительного образования и воспитания детей Управления образования района, и дало старт научной «битве» школьников, которая развернулась на «полях» четырех секций. Перед началом их работы Екатерина Метеньканич, педагог–организатор БЦДО, познакомила ребят с регламентом ведения конференции и провела жеребьевку.

Историческое

краеведение

В этой группе было представлено 4 работы, все – учениц Бабушкинской школы.

Десятиклассница Екатерина Оборина под руководством Елены Сысоевой, директора Бабушкинского районного исторического музея, подготовила исследование «Почтовая связь в моём селе (развитие почтовой связи в с. Леденгское – с. им. Бабушкина в кон. XIX-нач. XXI вв). «Самые первые упоминания о работе «почты» в селе относятся к 1852 году, — рассказывает Катя. — «Корреспонденция доставляется сюда регулярно два раза в неделю» — узнаём из письма, отдыхающего на Леденгском курорте. Речь идет о доставке газет и писем из уездного города Тотьмы. Ямской тракт Вологда — Тотьма — Никольск — Великий Устюг проходил в селе по улицам Кооперативной и Почтовой (сейчас улицы Бабушкина и Беляева). Ямская станция находилась «у самого моста», в доме Ивана Платоновича Сысоева, служившего ямщиком». Так все начиналось, а сегодня мы не представляем себе нашу жизнь без почты. Интересно, что в 30-х годах ХХ века «населению доставляли газеты: «Красный Север», «В помощь партучёбе», «Большевистские темпы» (в народе называли «темпина»)». Что ж, и в ХХI доставка «темпины», да и другой корреспонденции, без почтовых работников по району невозможна.

Итог выступления Екатерины – 3 место.

«Я горжусь своим дедом Афанасьевым Петром Фёдоровичем — участником Великой Отечественной войны. Он внес свой неоценимый вклад в великое дело Победы. Для моей семьи он — герой, потому что воевал честно, всегда помнил о своей Родине, о своём воинском долге, о своей семье» — такой вывод из работы шестиклассницы Елизаветы Синицыной не может не вызвать уважения к юной исследовательнице. Безусловно, именно сохранение памяти о героях прошлого позволяет нам быть единой нацией. Работа «Я помню….(рассказ о моём дедушке)», подготовленная Лизой под руководством Галины Крюковой, учителя английского языка и истории, заняла второе место в секции.

Валерия Репницына, 10 класс, изучила не менее печальные страницы истории нашего края. Тема ее работы — «Репрессии 30-х годов XX века в Бабушкинском районе» (научный руководитель – Ида Пискунова, учитель истории). Высланные из района за антисоветскую, антиколхозную и контрреволюционную агитацию, за вредительство и подрыв колхозного дела, по политическим мотивам бабушкинцы, спецпереселенцы в нашем районе, поселок Ботиха…Трагические годы, трагические судьбы… «Точных данных о числе репрессированных и реабилитированных жертвах политических репрессий по Бабушкинскому району не имеется. Проанализировав все имеющиеся материалы комиссии, я установила, что из Рослятинского (ныне Бабушкинского) района был репрессирован 31 человек, из Леденгского (ныне Бабушкинского) района — 52 человека; среди них 63 мужчины и 20 женщин, подверглись репрессиям 25 детей. Известно, что 9 детей были отправлены в детские дома» — это цитата из исследования.

Работа Валерии заняла первое место.

Цель исследования «Судьба человека в судьбе страны» шестиклассницы Полины Пожиловой — доказательство того, что история Отечества неотделима от истории каждой отдельной семьи, отдельных людей, на примере жизни, боевой и трудовой деятельности ее прадеда Секушина Александра Ивановича. Выступающей удалось ее достичь, а помогла Полине в этом учитель истории и обществознания Татьяна Кускова.

Фольклор и

этнография

Очень приятно, что участницы данной секции в большинстве своем уделили внимание старинным предметам быта, которые тем не менее все еще нам хорошо знакомы.

Владислава Власова, ученица 5 класса Миньковской школы, под руководством Натальи Марковой, учителя русского языка и литературы, изучила назначение и применение бересты в быту жителей Миньковского сельского поселения. Некоторые изделия Владислава представила на суд жюри, а в целом девочка пришла к выводу, что берестоплетение – интересное занятие. Место в секции – третье.

«…Устойчивая традиционная культура края была представлена не только простым бытом, но и удивительными образцами народного творчества. Одно из них – это вологодское кружево», — рассказывает Евгения Переломова, ученица 6 класса Подболотной школы в своей работе «Волшебные узоры» (научный руководитель – Светлана Шишебарова, учитель истории и обществознания). Выступающая и сама не против научиться волшебству кружевоплетения, тем более что теперь она теоретически уже к этому готова. Желаю Евгении не останавливаться и постичь тайны вологодского кружева на практике.

Работа «Волшебные узоры» занимает второе место.

Победителем в этой секции признана семиклассница Бабушкинской школы Екатерина Тонких (научный руководитель – Татьяна Казунина, учитель русского языка и литературы). Ее работа «Прозвища: за или против?», основанная на анкетировании школьников, выделяется яркой практической направленностью, четкой логикой изложения материала и актуальностью.

«Старинные рушники» — тема доклада шестиклассницы Алены Анфаловой (Миньковская школа, научный руководитель – Наталья Маркова). Во-первых, мы узнали, что рушники – это полотенца, а во-вторых, что «вышитые полотенца нашей местности имеют общие черты с рушниками других районов Вологодской области: тип орнамента, цвет ниток, строение рушников». Алена представила нам и несколько старинных полотенец – в качестве наглядности.

Биологическое и

экологическое

краеведение

Очень интересные работы были представлены в данной секции.

Ученик 8 класса Зайчиковской школы Максим Смыков под руководством Елены Вовк, учителя географии, изучил влияние бобровых плотин на окружающую среду. Вывод исследователя – «польза бобров перекрывает вред, наносимый природе».

Третье место в секции.

Экологическое состояние деревни Заборье изучила Мария Лукина, одиннадцатиклассница Подболотной школы (руководитель – Нина Куваева, учитель географии).

Девятиклассница Бабушкинской школы Диана Поршнева при поддержке Евгении Шушковой, руководителя школьного лесничества «Лесовичок», познакомила нас с исследованием на тему «Чудесное превращение (от гусеницы к бабочке)». Кропотливая работа девушки оценена по достоинству – завоевала второе место.

Победителем признана Наталья Переломова, ученица 10 класса Подболотной школы (руководитель – Валентина Казунина учитель химии, биологии). Ее доклад «Экологическое состояние больничного парка» вызвал много вопросов и рекомендаций, но, несомненно, работа достойна первого места.

Повторюсь, что все исследования интересны, и выводы юных экологов важны для настоящего и будущего нашей малой родины, поэтому очень надеюсь, что их авторы не будут против публикации работ в нашей газете.

Литературное

краеведение и

топонимика

В этой секции победу одержала Светлана Петрова, ученица 10 класса Рослятинской школы. Тема ее выступления — «Ойконимы Рослятинского сельского совета» (ойконим – название населённого пункта городского или сельского типа).

Света рассказывает: «В ходе работы приходим к выводу:

- не все ойконимы имеют четкое научное объяснение (Вымполож, Зайчики);

- некоторые имеют общую семантическую окрашенность, отраженную в легенде и этимологическом толковании слова (Андреевское, Лукерино, Степаньково и другие);

- другие ойконимы в этимологическом аспекте не имеют ничего общего с пояснением, которое дается в легенде (Будьково, Рысёнково, Рослятино).

В ходе исследования обнаружено, что в основах большей части географических имён лежит фамилия, имя или уличное прозвище первого жителя. Большинство ойконимов имеют славянское происхождение».

Отмечу, что разобраться в хитросплетениях названий рослятинских сел и деревень докладчице помогла Вера Гросул, учитель русского языка и литературы.

Что обозначают обращения «тятя» и «божатка», насколько они употребимы сегодня, цель научной работы пятиклассницы Миньковской школы Елены Просвирниной «О некоторых видах обращений в речи жителей северной деревни» (руководитель – Ирина Ерегина, учитель русского языка и литературы). В своей работе Елена приходит к таким выводам:

«1) В русском языке происходят естественные процессы, влияющие на изменение вековых традиций, связанных с обращением к родственникам: одному из родителей, в данном случае к отцу, а также к крёстному.

2) Неоспоримо влияние литературного языка на разговорную речь простых сельских жителей.

3) Русский язык подвергается влиянию западноевропейских языков и неизбежному заимствованию и изменению.

4) Традиционные обращения «тятя», «божатка» уходят из активного употребления сельских жителей и скоро в словарях будут идти с пометой «устар.».

Разработка данной темы приносит Елене второе место.

Ждем новых открытий

Завершилась конференция подведением итогов и награждением победителей. Дипломы и подарки вручила Ольга Вылегжанина, директор Бабушкинского центра дополнительного образования.

Пожелаю всем участникам олимпиады не останавливаться на достигнутом и идти вперед и надеюсь, что следующий год откроет нам новые имена умников и умниц среди нашего талантливого молодого поколения.

Татьяна Бахарева

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>