Стратегия развития пенсионной системы России до 2030 года

Министерством труда и социальной защиты России и Пенсионным фондом России совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при министерстве разработана Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России. Правительство Российской Федерации одобрило ее и представило президенту страны. Владимир Путин поручил правительству организовать широкое общественное и экспертное обсуждение представленной Стратегии и внести по итогам этого обсуждения необходимые коррективы до 15 декабря текущего года.

Наш разговор на эту очень важную для читателей тему с начальником государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда РФ в Бабушкинском районе Татьяной Пятовской.

- Татьяна Ивановна, зачем нужна очередная реформа пенсионной системы? Чем не устраивает существующая система?

- Сегодня, может, и не нужна. Но в долгосрочной перспективе по подсчетам специалистов реформа необходима по следующим причинам. Нарастает финансовая несбалансированность пенсионной системы, в т.ч. по причине снижения численности плательщиков страховых взносов и роста количества получателей пенсий. Сегодня численность работающих граждан в 1,6 раза превышает численность пенсионеров. Однако уже в 2028 году, по оценкам экспертов, численность работающих и пенсионеров сравняется. В этом случае дефицит бюджета ПФР в 2030 году превысит 3 триллиона рублей, что почти в 3 раза превышает нынешний уровень (1,075 триллиона рублей в 2012 году).

Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2%. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25%, к 2040 году будет еще меньше.

Сегодня каждый третий гражданин, выходящий на пенсию, – досрочник. Выплата ему досрочной пенсии осуществляется за счет страховых отчислений всех участников пенсионной системы. Работодатели – владельцы рабочих мест с вредными условиями труда не несут никакой дополнительной финансовой нагрузки для выплаты пенсий этим работникам, что ведет к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий.

Нарастают риски, связанные с обесцениванием пенсионных накоплений. Доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений в среднем в 2 раза ниже, чем уровень индексации страховой части пенсий граждан, не имеющих пенсионных накоплений. Если сравнить пенсионный капитал людей 1966 и 1967 годов рождения, уже к 2020-му году у них будет значительная разница в назначенной пенсии: трудовая пенсия гражданина 1967 года рождения при его выходе на пенсию в 2032 году при прочих равных условиях будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 1966 года рождения, не имеющего накопительной части пенсии. Если не устранить эти проблемы, сохранение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан уже в среднесрочной перспективе станет невозможным. Государство не может допустить такого снижения пенсионных прав граждан.

- Какие задачи должна решить реформа?

- Реализация предлагаемых мер в стратегии рассчитана на решение следующих задач:

- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

- обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера;

- достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки на работодателей и самозанятое население;

- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

В стратегии предложена трехуровневая модель пенсионной системы, реализация которой позволит создать социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения. Ее ключевыми направлениями являются реформирование института досрочных пенсий, модернизация накопительного компонента, развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения, а также введение новой пенсионной формулы.

- Трехуровневая модель — что это значит?

- Первый, базовый уровень — формируется из трудовой пенсии в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Источник — обязательные страховые взносы работодателей. Этот уровень должен обеспечивать при нормативном страховом стаже и при средней заработной плате коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до 40 процентов.

Второй уровень – корпоративная пенсия, которая должна формироваться за счет взносов работодателей при участии самих работников (это еще до 15% от утраченного заработка).

Третий уровень – частная пенсия, которая формируется самим работником, физическим лицом. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Эти три уровня должны в совокупности к 2030 году позволить выйти на коэффициент замещения до 60-70 процентов утраченного заработка. Особенно это касается граждан со средним и высоким уровнем доходов.

- Как будет реформироваться институт досрочных пенсий?

- Досрочные пенсии сохраняются. Вопрос лишь в том, кто будет платить льготные пенсии, как раньше, вся страна или работодатели–владельцы этих производств?

Стратегия предлагает введение дополнительного тарифа страховых взносов для таких работодателей. В отношении бюджетников (педагогических, медицинских и творческих) предлагается сохранить право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, выработавших половину и более требуемого стажа. Для иных – постепенное увеличение требований к стажу и к середине 30-х годов перевод на общие основания. Увеличение страховой нагрузки на работодателя-бюджетника не предусмотрено.

- Правда ли, что накопительная система будет отменена?

- Стратегия не отменяет накопительную систему, как таковую, а предлагает поэтапный перевод накопительной части из обязательств государства в корпоративную и добровольную систему. На первом этапе предполагается из нынешнего тарифа на накопительную часть (6%) 4% передать в распределительную (страховую). Впоследствии предполагается предоставить застрахованным лицам право выбора: участвовать в солидарной или же в добровольной пенсионной системе.

Все уже сформированные пенсионные накопления граждан будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда эти граждане обратятся за назначением пенсии. Пенсионные накопления будут выплачиваться в виде накопительной части пенсии, срочной или единовременной пенсионной выплаты. На сегодняшний день Пенсионный фонд России уже осуществляет такую выплату. Единовременные выплаты на общую сумму 1,5 миллиона рублей уже получили 310 жителей Бабушкинского района.

- Новая формула расчета пенсионных прав не приведет к уравниловке?

- В стратегии предлагается осуществлять подсчёт проработанного стажа и заработка за каждый год работы гражданина. Для граждан с низким и средним доходом новая пенсионная формула будет абсолютно справедлива. А для тех, кто получает более высокую заработную плату, появится возможность формировать свои дополнительные пенсионные права в корпоративных и добровольных системах.

- Стратегия долгосрочного развития вводит новое правило формирования пенсии: 40 – 20 – 40 – 20. Что это значит?

- Платишь 40 лет страховые взносы в размере 20% от заработной платы и получаешь пенсию в размере 40% от утраченного заработка в течение 20 лет (это расчетная величина). Выплата пенсий носит бессрочный, пожизненный характер. Новое пенсионное правило будет работать в первую очередь для людей, которые начали формировать свои пенсионные права после 2002 года, в рамках новой пенсионной системы.

- Не является ли требование к нормативному стажу фактическим повышением пенсионного возраста?

- В настоящий момент правительство по поручению президента РФ прорабатывает вопрос снижения данного нормативного стажа с 40 до 35 лет. По-прежнему будут входить в стаж при расчете пенсии нестраховые периоды (служба в армии, уход за ребенком). Стратегия не предусматривает повышения общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин – в 60 лет.

- Будут ли и дальше выплачиваться пенсии работающим пенсионерам?

- Да, будут. В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней.

- Какие меры предлагает стратегия индивидуальным предпринимателям?

- Расходы ПФР на пенсии индивидуальным предпринимателям значительно превышают их страховые платежи, и финансируются эти платежи за счет всех остальных работников и трансфертов из федерального бюджета. Для решения этой проблемы предлагается поэтапно повысить размер страховых взносов для самозанятого населения.

- Есть ли смысл участвовать в программе государственного софинансирования пенсий с учетом предстоящего реформирования накопительного компонента?

Есть смысл участвовать в программе, поскольку государство возложило на себя обязательства и закрепило их федеральным законом. В дальнейшем, возможно, будет изменен принцип вступления в программу – в зависимости от уровня дохода гражданина.

- При каких условиях реализация мер, изложенных в стратегии, пойдет успешно?

- Главное условие (об этом сказано в стратегии) успешной реализации мер — ликвидация скрытой зарплаты и теневой занятости, снижение смертности в детском и трудоспособном возрасте, улучшение качества здравоохранения и профилактика заболеваемости.

На совещании 14 ноября Президент России В.В.Путин поддержал новый законопроект по пенсиям, назвал эту тему очень важной для экономики и социальной сферы страны, но в целях более детальной проработки некоторых его положений предложил отсрочить его вступление в силу до 2014 года.

Татьяна Казунина.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>