Районные историко-краеведческие чтения

30 марта в Бабушкинском районном историческом музее прошли III районные историко-краеведческие чтения «История, культура и традиции родного края». Директор музея Елена Сысоева поприветствовала участников, поблагодарила их за участие в этом мероприятии и пообещала, что присутствующие услышат на конференции много нового и познавательного.

Павел Шишебаров с гордостью рассказывает о своих предках.

 

Учитель русского языка и литературы Тимановской школы Ирина Порошина выступила с докладом «Юность комсомольская моя». По ее мнению, современные дети другие, у них иные интересы и ценности. Выступающая рассказала, как раньше бесплатно сдавали золу (за что комсомольцы получили таз семечек подсолнечника), как за участие в строительстве Рослятинской школы их отряду дали путёвку в г. Великий Новгород, чем Ирина Ивановна очень гордится. Во время доклада на её глазах блестели слёзы. Было видно, с каким трепетом женщина вспоминает свою молодость, друзей, весёлые студенческие отряды. Она показала присутствующим в зале книгу «Комсомол земли вологодской» и свой комсомольский билет. Эти дорогие её сердцу вещи Ирина Порошина бережно хранит.

Учащаяся 5 класса Бабушкинской школы Маргарита Казакова подготовила интересный рассказ о жизни Анны Холмогоровой. Анна Александровна долгое время преподавала в Бабушкинской школе и многое сделала для развития образования в нашем районе.

«Герои живут, пока о них помнят» — тема выступления учащегося 7 класа Тимановской школы Павла Шишебарова. «Я обычный мальчишка, но хочу знать историю своей страны, а в первую очередь — моей семьи. Мои прадеды воевали на фронте, а это значит, что в моей семье жили герои. Я обязан знать свою родословную, чтобы в будущем её знали мои дети и внуки», — рассказывает Павел.

Елизавета Синицына рассказала историю, лично связанную с её семьёй, «Без вести пропавший»… В докладе девочки описана история о том, как её прадеда, участника Великой Отечественной войны, долгое время считали пропавшим без вести, но семья не отчаивалась, а продолжала делать запросы в архивы, давать объявления в газету… И вот в конце мая 2014 года (спустя почти 70 лет после окончания войны!) в районной газете «Знамя» опубликован материал, который пришёл по почте от людей, знавших Лизиного прадеда. Так родные узнали о судьбе близкого человека.

Рассказы детей о родственниках — участниках Великой Отечественной войны не оставили равнодушными слушателей: у многих на глазах выступили слёзы.

«Организация работы по диалектологии в условиях сельской школы» — тема работы учителя русского языка и литературы Миньковской школы Натальи Марковой. Наталья Александровна загорелась идеей познакомить с этой наукой своих учеников уже сейчас, и им, похоже, это нравится. Занятия проходят в виде кружков. На них ребята знакомятся с устаревшими словами, узнают их значение и происхождение, для каждого составляют паспорт (карточку, где содержится вся собранная о слове информация).

Гостеприимная хозяйка — директор Бабушкинского районного исторического музея Елена Сысоева также приняла непосредственное участие в чтениях. Работа Елены Сергеевны — «Всякая работа мастера хвалит». Благодаря русским мастерам, их умению и фантазии мы имеем многие современные приборы быта. Казалось бы, утюг… Мы пользуемся им каждый день. А вы знаете, как выглядел первый из них? И назывался он совсем не утюг, а рубель, и делали его из дерева. Муж-затейник, чтобы слышать, работает жена или нет, мог сделать для неё и «музыкальный утюг», который при глажке издавал своего рода мелодию. Для этого внутрь изделия клалась дробь (или что-то круглое).

В музее много подобной утвари, назначение которой мы не знаем, поэтому советую сходить на экскурсию, а сотрудники музея вам всё покажут и расскажут.

Русских печей становится всё меньше, так как им на смену приходит паровое либо газовое отопление. Для современных людей печь — во многом предмет интерьера, а уже потом — источник тепла, но остались и те, кто с удовольствием в них готовят. Ученица Миньковской школы Анна Кий подготовила интересный материал «Печка-матушка».

Уверена, что все девочки в детстве любили играть в куклы. В старину у детей тоже были эти игрушки. О них в своём докладе «Традиционная кукла посёлка Зайчики» рассказала ученица 5 класса Зайчиковской школы Алёна Тренина. Одни из них — куклы-обереги. Как правило, это самодельные тряпичные куклы без лица. Считалось, что они оберегают детей от опасности. Следующий вид — игровые. Для этих кукол шилась красивая одежда, они имели лицо. Третий тип — обрядовая кукла. Все мы видим на Масленице чучело — и есть её кукла, выполняющая свою определенную символическую роль.

Девочка считает, что кукла, сделанная своими руками, будет намного полезней для развития ребёнка, нежели пластиковый робот. С собой она принесла куклу-оберег, которую изготовила сама.

У наших предков, конечно же, были и свои игры. Какие-то из них дошли и до нас, а какие-то — растворились во времени. Историей игр заинтересовался ученик 6 класса Зайчиковской школы Денис Смыков. Чтобы узнать, во что играли бабушки поселка, он провёл среди них опрос. Так родилась работа Дениса «Игры наших бабушек». «Красное знамя — ударное звено», «Командировка», «Палочки», «Камушки» — игры тех лет. Мальчик подключил и сверстников к своему исследованию. Все вместе школьники разучили эти игры, и им очень понравилось в них играть.

Ученица 8 класса Тимановской школы Людмила Порошина выступила с докладом «Скотоводческие и пастушеские обряды Тимановского поселения». У каждого населенного пункта есть свои методы ведения хозяйства. Людмила, пообщавшись с жителями родного поселения, узнала, что обряды, которые хозяева проводят со скотом, священны, поэтому мало кто рассказал о них подробно, так как многие боятся сглаза (животное может потерять силу). В настоящее время если человек захотел купить животное, он чаще всего подаёт объявление в СМИ, интернет и ждёт предложений. Раньше покупка животного, к примеру, коровы, представляла из себя целую церемонию: покупатель не только узнавал родословную животного, но и «наводил справки» о его хозяевах (а вдруг они плохие люди!). Нельзя было покупать скотину и во время поста.

Доклады члена школьного лесничества «Лесовичок» ученицы 6 класса Бабушкинской школы Елены Бачериковой и его руководителя Евгении Шушковой объединены общей темой — исследованием и восстановлением парковой зоны в селе им. Бабушкина. «К сожалению, сейчас от прошлого великолепия мало что осталось, территория сада начинает застраиваться. Было бы очень обидно потерять эту частичку истории. Мы хотим попытаться восстановить былой вид парка», — делится планами Евгения Александровна.

После вручения дипломов, благодарственных писем сотрудники музея пригласили всех на чаепитие. В дружеской обстановке за чашкой чая участники смогли пообщаться, обменяться мнениями, задать друг другу интересующие вопросы.

Яна Попова

 

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>