Ремесла и промыслы Бабушкинского района

(по экспедиционным материалам Школы традиционной

народной культуры г. Вологда)

С 1997 по 2013 год сотрудниками и учениками ШТНК на территории Бабушкинского района было проведено 9 экспедиций. По всем материалам составлены перечни тем. Одна из них — промыслы и ремесла. Мне хотелось бы сегодня остановиться на этой теме. Нами были опрошены жители Рослятина, Минькова, Логдуза, Подболотья, Березников, Великого Двора, Юркина, Тиманова и Демьянова.

Людмила Богданова демонстрирует одежду, которую носили наши предки.

На основе собранной информации вырисовалась картина, которую можно охарактеризовать следующей цитатой: «Девки ткали, вышивали, вязали, мужики по хозяйству занимались». Или такой: «Раньше мужиков-то считали ведь непрошлыми. А оне востряя, ушляя всех были».

 

Ткачество и прядение

Мы спрашивали у местного населения о том, кто делал инструменты. Прялки (пряхи, преслицы) делали отцы дочерям, мужья женам, иногда их заказывали мастеру. Прялки были составные и корневые. Чаще всего прялку делали из осины, так как она лучше обрабатывалась и была более крепкой. Вырезные прялки называли «точенки». «А с каким узором-то было, дак веть разлюбуешься, с вырезом-то». Прялка состояла из «копылА» и «пряхи». Прялки расписные чаще использовались на посиделках, на них был рисунок в виде цветов. Сама прялка была «бардовая», ее красили ивовой корой.

Веретена точил мастер из одной деревни в Березниковском с/с. Хорошим, «прямым», веретеном считалось то, которое при раскрутке могло долго крутиться по полу.Ткацкий станок (кросна) делали старики из елки, челнок, бёрда заказывали мастеру.

До третьего класса девочки учились прясть, ткать начинали, как только доставали до подножки. Этому факту есть подтверждение: «пряли на пряхах с веретеном, с 11 лет садили на основе, на уток еще не давали». Брюханова Роза Васильевна (1929 г.р.) очень подробно рассказывает все этапы ткачества. «Клетчанину» ткали на четырех подножках, портянки к лаптям на три полотна на 2 подножки. Пояса не каждая могла выткать, узоры выбирались алыми, зелеными шерстяными «аглицкими» (кручеными, тонкими). Будничные пояса с узорами были из крашеных льняных нитей. Нитки красили корой черемухи, осины, ольхи — цвет получался бурый.

Роспись

Были когда-то мастера по росписи, они ходили по деревням после уборки урожая, кисти сами делали из волоса. В основном расписывали прялки. «Всякими узорам, цветам, штоб нарядная была, всяким краскам красят. Рисовали на прялках домики» (Березниковский с/с). Расписывали и шкафы в доме, переборки – «это ходили специальные мастера».

Плетение

Хлупин Николай Павлович (1920 г.р.) из д. Великий Двор подробно описывает способ заготовки бересты. Он сам умеет плести, учился же у деда. Плели лапти, ступни, корзины, кузовая (для грибов) вмещала два ведра. Корзины делали на заказ, расплачивались подарками, родственникам отдавали без платы. Считалось, что весной лыко было худое (!), брали его осенью, заготовляли на целый год. По одной информации, изделия плели старики, по другой сообщается, что лапти умел плести каждый хозяин. Лапти для прочности подколачивали березовыми маленькими гвоздиками – «шпильками». Лапти из липы называли «лыченками».

Керамика

Информация по этому виду ремесла нашлась только по Подболотью. Глину для изделий брали в Верхотурье (5 км от Подболотья), глина была хорошая, темно-коричневая. Делали в Нефедове, Пендузе, в Безгачихе, внутри изделия обмазывали серой. Продавали в Ляменьге, в магазине, также «горшкованы» ходили по деревням зимой. Из глины делали горшки, корчаги, плошки, кринки, рылёны, лепили птичек-свистулек, называли «соловейко», придумывали разные голоса. На посуде были нанесены разные узоры: «ну типа каемочку какую-то сделать, но не в краске. А на глине обыкновенно как резьба получается».

Валяние, обувь

Была промартель в Ляменьге, оборудование. «Это горячее ремесло». Катали валенки. Кожаную обувь шили в Рослятине, стоила она дорого. Сапожники шили сапоги от трех дней до недели, жили у хозяев, те их кормили, пока мастер шил. Портные также приходили со своей машинкой, его кормили и рассчитывались за работу.

Бондарство

Из мелко-слоистой елочки готовили доски, без станка, все топориком.

Охота, рыболовство

Информации много поступило от Лобова Н. А. (1923 г.р.) и Быстрякова Б. Л. (1930 г.р. )

Охотились на медведя, куницу, лося, белку, зайца, лису, волка, рысь. Ходили сначала с шомпольными ружьями, потом с патронными.

Рыбу ловили удочкой (удило было из березы, вместо поплавка осиновая кора, вместо лески использовали волосы из конского хвоста). Ходили с «рыбочисткой» — сеткой с червяком внутри, острогой, бреднем («как закинут – по ведру сразу мулявы»), неводом. В д. Погост подробно рассказали, как ловили неводом. Пять — шесть рыбаков шли вперед по реке и загоняли рыбу в невод, потом окружали и вытаскивали на берег. Как производили дележ: рыбу раскладывали в одинаковые кучи по количеству участников, потом один мужик отворачивался, его спрашивали: «Кому?» Тот называл имя. Рыбу сушили в печке на противнях.

«Мужики вместе собирались в большой избе, плели лапти, вили веревки, рассказывали сказки, небылицы, басни» — вот еще одна цитата, говорящая о занятиях селян.

А еще, конечно же, в тех местах рубили избы, делали мебель, был набоечный промысел. Жаль, что такие экспедиции не были проведены в 70-е, 80-е годы, тогда материал был бы гораздо богаче.

Людмила Богданова,

краевед из г. Вологда.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>