Их путь — истина и жизнь

(Духовенство и миряне Русской православной церкви,

репрессированные в Бабушкинском районе

в годы советской власти

(Работа Александра Дыбова, с.им. Бабушкина, представленная им на районной научно-практической конференции «Мир через культуру» в 2011 году.)

 

«Я есмь путь и истина и жизнь»

(Ин. 14:6.)

За два тысячелетия своего существования Христианская церковь неоднократно подвергалась гонениям, но никогда они не были такими масштабными, жестокими и непрерывными, как в XX веке. Атеистическое советское государство развернуло планомерную борьбу против всех религий, но в первую очередь против православия.

Храм Рождества Ионна Предтечи в селе Миньково.

По всей стране закрывались и разрушались церкви. Ни одно село, ни одна деревня не смогли избежать этой участи. Многие простые прихожане были репрессированы, не говоря уже о служителях церкви. В библиографическом справочнике, собравшем имена духовенства и мирян Русской православной церкви, репрессированных в Северном крае, мы нашли более 30 подвергшихся аресту христиан, чья судьба связана с Бабушкинским районом. Цель нашей исследовательской работы — на конкретных примерах наших земляков отразить общую картину гонений, которые обрушились на русский православный мир в прошлом столетии.

Эпоха воинствующего зла

В феврале 1917 года в разгар Первой мировой войны в России произошла революция, и установилась коммунистическая власть. Новое правительство считало, что вера в бога должна исчезнуть из жизни народа.

Декрет Совета народных комиссаров 1918 года об отделении Церкви от государства лишил Русскую православную церковь права юридического лица и права владения собственностью. Также произошло и отделение школы от церкви. Единственное, что разрешалось церкви – это совершать богослужения в храме. Все остальное: обучение детей, церковные школы, помощь бедным и больным, миссионерская работа, любое участие церкви в жизни страны – было запрещено.

Первые месяцы после большевистского переворота духовенство и церковные деятели были просто объявлены «врагами народа» наравне с офицерами, помещиками, чиновниками и буржуазией. Аресты и расстрелы происходили без суда и без особой системы. Сокрушительный удар по церкви был нанесен в начале 1920-х годов, когда в России начался страшный голод, охвативший все Поволжье. Церковь обвинили в том, что она отказалась отдать церковные ценности, чтобы спасти людей, страдающих от голода. В действительности церковь не отказывала в такой помощи, она протестовала лишь против разграбления храмов и надругательства над святынями. Повсюду стали проходить суды над духовенством. Многие епископы и священники были казнены. Статистика приводит такие страшные цифры: 40 000 репрессированных, из них 16 000 расстреляны.

В эти же годы власти стали закрывать храмы и церкви. Храмы превращали в склады или рабочие помещения, часто их взрывали или сносили. По официальным данным, в довоенное время было закрыто 41 968 церквей, но на самом деле их было гораздо больше.

К началу Второй мировой войны почти все иерархи церкви были арестованы или расстреляны. Церковь оказалась практически обезглавленной. Еще одним потрясением для нее стало разделение. Часть священников и некоторые епископы пожелали сотрудничать с советской властью. Такие группировки стали называть себя «живой церковью» или «обновленцами». Обновленцы ополчились на традиционные формы обрядового благочестия, на канонический строй церковного управления. Их деятельность провоцировалась и направлялась ВЧК, тем самым советская власть способствовала расколу Церкви. Но стоит отметить особую духовную мудрость и стойкость простых прихожан. Несмотря на захват храмов обновленцами, народ к ним не шел, а в православных храмах службы свершались при стечении множество молящихся.

Самые кровавые репрессии пришлись на 1937-1938 годы. Режим стремился уничтожить всех верующих, включая и обновленцев. Причиной послужили результаты переписи населения, которые показали, что, несмотря на все усилия и надежды властей, 70% населения открыто назвали себя верующими.

В те годы по всей стране было репрессировано 200 000 христиан, каждый второй — расстрелян. Отношение к церкви советских властей изменилось тогда, когда под угрозой оказалось само существование страны. С одной стороны, Сталин понял, что в такое страшное время церковь может поддержать дух народа. С другой стороны, советскому правительству нужно было показать западным союзникам по антигитлеровской коалиции, что в СССР есть свобода совести и вероисповедания. Таким образом, правительство пошло на некоторые уступки и ослабило давление на церковь. В первую очередь было восстановлено патриаршество. В военное и послевоенное время до 20 тысяч увеличилось число действующих церквей, функционировали 67 монастырей, две духовные академии и восемь семинарий.

Облегчение в жизни церкви, пришедшее во время войны, длилось недолго. С новой силой гонения обрушились при Н. С. Хрущеве. Но репрессии уже носили другой характер, расстрелов было мало, арестов — сотни в год. В этот период производились массовые закрытия храмов, священнослужителей лишали регистрации (и средств к существованию), верующих людей увольняли с работы и т. п. Особое внимание уделялось тогда воспитанию детей и молодежи в духе безбожия. Во всех школах на это были ориентированы учебные программы, а в высших учебных заведениях введен курс «научного атеизма». Многочисленная антирелигиозная литература стала выходить массовыми тиражами.

Ситуация поменялась только с изменением политического курса в стране. 11 марта 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. В результате инициированной им политики гласности и перестройки Русская церковь избавилась от всех репрессивных мер, усложнявших ее существование с 1917 года.

Последний батюшка села Миньково

До 1930 года в с. Миньково существовали две церкви – Воскресенская (холодная) и Иоанна Предтеченская (теплая). Обе церкви каменные, одноэтажные. Престол холодной церкви освящен во имя Воскресения Христова. Теплая церковь трехпрестольная. Главный престол освящен во имя Иоанна Предтечи. В трапезной располагались 2 предельных престола: слева – во имя священномученика Пантелеимона, справа во имя Божьей Матери Утешение в скорбях и печалях. Оба храма закрыты в 1931 году. На настоящий момент церковь Иоанна Предтечи является действующей, но сохранился лишь главный престол. Церковь Воскресения Христова полностью разрушена. Из-под стен вытекает источник, названный во имя Иоанна Предтечи. Источник является святым и обладает целебными свойствами. Здесь и служил Василий Александрович Быстров — священник Миньковской церкви.

Отец Быстрова В. А. Александр Иоаннович причислен к Миньковской церкви в 1887 году заштатным протоиереем, он также являлся законоучителем земских училищ с. Миньково, д. Горка, д. Проскурнино. Жена его Александра была из семьи священнослужителей. Ее отец, Василий Иосифович Попов, родом из Тотемского уезда, служил священником при Миньковском храме. Александра Васильевна учительствовала в Миньковской школе. Духовенство в те времена было закрытым сословием, поэтому не удивительно и то, что родители Василия Александровича были из династий священнослужителей, и то, что сам он пошел тем же путем. Василий Александрович служил штатным священником в Иоанно-Предтеченской церкви, являлся, как и его отец, законоучителем земских училищ, а также исполнял обязанности благочинного по первому округу Тотемского уезда. Был женат дважды. Из чего можно сделать вывод, что Быстров, по всей вероятности, был обновленцем, так как повторные браки в канонической православной церкви запрещены. Это предположение подтверждает архивная справка, выданная ГУ «ГАВО» председателю приходского совета церкви Рождества Иоанна Предтечи с. Миньково Анатолию Александровичу Мефодьеву. В справке дается информация о списке религиозных общин Леденгского р-на Северного края, где община Миньковской церкви значится как обновленческая.

Первая жена Василия Александровича – Мария, умерла в молодом возрасте от туберкулеза. От первого брака у него осталось двое детей – Петр и Александр. Вторая жена священника — Евдокия Николаевна Поздееева — работала просфорницей при Миньковской церкви. В Бабушкинском территориальном отделе ЗАГС нам удалось найти запись акта о браке за 18 февраля 1935 года Быстрова В.А. и Поздеевой Е. Н. На момент регистрации брака Василию Александровичу был 61 год, а Евдокии Николаевне – 44 года. Мы встретились с ее племянницей — Ольгой Алексеевной Секушиной. Из ее воспоминаний: «Общих детей у них не было, так и жили вдвоем. Но семья у них была необыкновенно дружная, они часто заходили к нам в гости. Бывало, придут, а Василий меня сразу на руки берет, расхваливает, жить к себе зовет…за дочку. Нас-то пятеро было, но мамка все равно не отдавала».

22 сентября 1937 года В.А. Быстров был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» за «убеждение верующих, что нужно молиться богу, просить прощения за отступничество». Ольга Алексеевна так вспоминает тот день, когда его арестовали: «Я, как обычно, шла со школы, вдруг навстречу бегут соседские ребята с криками: «Попа нашего увозят». Я испугалась, со всех ног побежала домой и застала там тетку Евдокию одну. Она совершенно не в себе была, рыдала, что делать, не понимала. Я с того дня ни разу не видела, чтобы тетка улыбалась».

9 октября 1937 года по постановлению тройки УНКВД Василий Александрович заключен в исправительно-трудовой лагерь на 10 лет. Наказание отбывал на территории Коми АССР. А вскоре на имя матушки Евдокии было выслано свидетельство о смерти, где причиной оказалась «старческая дряхлость». На тот момент священнику было уже 70 лет, и, судя по всему, он просто не выдержал тягот и невзгод в трудовом лагере. Евдокия Николаевна осталась одна в Минькове.

Подготовила

Татьяна Казунина.

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>